Московское восстание 1648 года называют «соляным бунтом». В 1646 году в попытке получить больше денег в казну несколько прямых налогов заменили косвенными, в том числе появился налог на соль. Налог включался в стоимость товара, что значительно повысило цены, простой люд не мог позволить себе купить соль за большие деньги и ввоз данного товара стал невыгоден купцам. Соль имела огромную важность для народа, она была единственным доступным консервантом и усилителем вкуса.
Налог отменили уже в 1647 году, но так и не полученные деньги Морозов решил собрать задним числом, прировняв не поступившие в казну деньги от налога к недоимкам. Большее негодование, чем сам налог вызывала жёсткая финансовая политика боярина. Он значительно снизил жалование всех служилых людей, кроме послов, иностранных офицеров и ещё нескольких категорий дворцовой службы. Лишались прежних привилегий и белые слободы. Такая избирательная экономия привела в негодование посадское население, тесно связанное со стрелецким войском.
В советской историографии было принято считать, что основной причиной всех бунтов середины XVII века было неизбежное обострение классовой борьбы при переходе от натурального хозяйства к товарному. Ранее Историки видели причину в недовольстве народа злоупотреблениями приказной системы.
Документы показывают, что основной гнев народа был направлен на главу правительства – боярина Бориса Ивановича Морозова и его ближайших соратников. И это подтверждает точку зрения досоветской историографии.
Термин «соляной бунт» появился уже в современной историографии. Сейчас появилась тенденция рассматривать причины восстания комплексно:
Жёсткая налоговая политика, бремя которой практически полностью ложилось на самые бедные слои населения;
Целенаправленно организованная волокита. Сроки рассматривания челобитных растягивались, чтобы тем временем продолжать сбор непомерных налогов;
Замена прямых налогов косвенными, а резкий рост цен был не понятен обывателям.
Социальный состав восстания неоднороден и каждый слой преследовал свои цели. Восстание началось именно с недовольства простого люда действиями правительства. Дворяне, белый посад и бояре присоединились к восстанию позже, используя волну народного восстания для решения своих проблем.
Важно! Московское восстание не было направленно против существующей власти в лице царя Алексея Михайловича. Народ требовал заменить неугодного им боярина Морозова на «добрых бояр». Виновником считали именно боярина и его приближенных. Поэтому данное восстание нельзя назвать антиправительственным.
Ход событий
Хотя до сих пор в историографии есть споры, наиболее убедительной датой начала восстания считается 1 июня 1648 года. В этот день царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря. Его окружила толпа челобитчиков и московских жителей. Они требовали сместить с должности Л. С. Плещеева. Царь не выслушал народ, а когда те хотели передать челобитную царице, охрана разогнала толпу, при этом было арестовано около 16 человек.
2 июня толпа вновь обступила царя во время шествия в Сретенский монастырь. Алексей Михайлович обещал пообщаться с народом после молебна. В обратный путь толпа двинулась вслед за царём и заполонила красную площадь. Народ требовал решения своих проблем. На площадь отправили переговорщиков, но двоих из них: князя Ф. Ф. Волконского и М. М. Темкина-Ростовского взяли в заложники. Стрельцы отказались разгонять народ, и перешли на сторону восставших.
В тот же день в городе устроили погромы. Разорили дома ненавистных дворян, богатых купцов и дьяков. Погромы продолжались несколько дней. Тем временем развивались события на главной площади страны. 3 июня к народу вышел Патриарх Иосиф и новая делегация бояр во главе с И. И. Романовым. Царю пришлось поддаться, он выдал народу Плещеева, и толпа тут же растерзала его. На следующий день та же участь ожидала Траханиотова.
Выгода дворян
К восстанию присоединились дворяне и богатые посадские жители. Используя волну народного недовольства и слабость правительства, они подали челобитную. В ней требовалась выработать единое законодательство для судопроизводства. До этого в каждом приказе были свои книги – сборники законодательства. Это способствовало волоките и часто челобитные передавали из приказа в приказ и рассмотрение сильно затягивалось.
Единственный, кого царь все же не отдал на растерзание толпы, был сам Морозов. Алексей Михайлович до последнего пытался сгладить противоречия и отстоять своего воспитателя. Удалось добиться компромисса. Боярина Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь. Чтобы защитить от расправы, его сопровождал отряд в 400 человек.
Примерно 10 дней длились основные события восстания, потом оно пошло на спад, но тревожная обстановка в столице сохранялась, как и на окраинах. Народные восстания охватили ещё несколько городов.
16 июля созвали Земский собор. Уже в октябре царь вернул из ссылки Морозова. Властям пришлось идти на уступки, но полностью менять законодательство никто не собирался. В итоге постепенно ситуацию взяли под контроль. Последние очаги исчезли после принятия Соборного уложения в январе 1649 года.
Итоги и исторические последствия бунта
17 столетие не зря называют бунташным веком. Московское восстание нельзя рассматривать как замкнутый процесс. В России за 1648-1650 годы произошло несколько волнений в крупных городах, в том числе: Новгород, Псков, Курск, Воронеж, Томск. Причины бунта населения были одинаковы, разница в том, что жители Москвы могли сильнее повлиять на ход истории, находясь вблизи к государственной власти.
По мнению большинства историков именно соляной бунт подтолкнул правительство в разработке и принятию Соборного уложения 1649 года. Этот документ свёл законодательную и судебную базу к единому образцу и помог ограничить волокиту в приказах. Но последствия принятия Соборного уложения негативно сказались на положении крестьянства. Именно оно стало причиной многочисленных бунтов и восстаний уже в крестьянской среде.
Московское восстание 1648 года показало, что народные массы способны бороться за свои права. Но пока эта борьба ещё не превращается в антимонархическое движение. Образ царя остаётся незыблемым, своих врагов народ видел в «плохих» боярах и требовал заменить их «хорошими».