23 мая на Харьковском направлении наши войска, закрепляя занятые рубежи, вели наступательные бои.
На Керченском полуострове продолжались бои в восточной части полуострова.
На других участках фронта существенных изменений не произошло.
На Харьковском направлении фронта наша часть выбила противника из сильно укреплённого населённого пункта. Отступая, немцы бросили 5 полевых орудий, 12 пулемётов, склад с минами и радиостанцию. На другом участке наше подразделение отбило контратаку противника и уничтожило до 200 гитлеровцев. Наши бойцы захватили 2 противотанковых орудия, 4 миномёта, 60 винтовок и пленных. Огнём артиллерия подавлена батарея противника.
На одном из участков Южного фронта наши войска ликвидировали попытку противника переправиться через реку. Немцы отступили, потеряв убитыми более 200 солдат и офицеров.
За восемь дней боевых действий наше танковое подразделение (Северо-Западный фронт) уничтожило 14 немецких миномётов с прислугой, 18 огневых точек, 28 ДЗОТов и блиндажей, 6 автомашин, 4 орудия, штабной автобус и легковую машину. За это же время танкисты истребили 250 гитлеровцев.
На отдельных участках Калининского фронта наши части уничтожили 700 солдат и офицеров противника, 5 танков и 4 артиллерийские батареи. Огнём зенитного пулемёта сбит немецкий самолёт.
Старшина тов. Шевчук огнем из винтовки сбил «Мессершмитт-109». Немецкий самолёт упал в расположении нашей части.
Лейтенант Вородеев с небольшой труппой красноармейцев подобрался к вражескому ДЗОТу и забросал его гранатами.
Наши бойцы ворвались в ДЗ0Т и уничтожили находившихся в нём 7 гитлеровцев.
Немецкое командование послало крупную карательную экспедицию против партизанских отрядов, действующих в ряде районов Ленинградской области, оккупированных гитлеровцами. Отряды партизан не были застигнуты врасплох. В течение последних пяти дней объединёнными силами нескольких отрядов партизаны уничтожили 517 немецких солдат и офицеров, пустили под откос восстановительный поезд, взорвали склад с боеприпасами, железнодорожный мост и два моста на шоссейных дорогах, уничтожили 2 орудия, 2 миномёта, несколько пулемётов и автомашин. Партизаны вывели из строя 3 немецких танка, бронемашину и захватили много винтовок, пистолетов и боеприпасов.
Пленный обер-ефрейтор Арнольд К. заявил: «По пути на фронт, на стоянках, раненые солдаты рассказывали нам о Красной Армии. Они говорили, что у русских много авиации, артиллерии и танков. Среди солдат нашей роты начались разговоры о том, что надо покончить с войной и сохранить себе жизнь. Целое отделение сговорилось сдаться в плен. Переход на сторону Красной Армии намечалось осуществить двумя группами. Первая группа была захвачена при попытке перейти фронт и расстреляна перед строем на глазах у всех солдат. После этого мы решили переходить по одному. Из этой группы мне первому удалось сдаться в плен. В нашем взводе в настоящее время имеется 15 солдат, которые твёрдо решили перейти на сторону Красной Армии».
На станции Замостье немецко-фашистские мерзавцы повесили 6 советских мирных жителей.
Югославские партизаны нанесли крупное поражение оккупационным войскам. Партизаны окружили и уничтожили 7 батальон итальянских чернорубашечников. Лишь нескольким десяткам фашистских солдат удалось, пользуясь наступившей темнотой, вырваться из окружения.
Совинформбюро 23 мая 1942 года
В течение 23 мая на Харьковском направлении наши войска закреплялись на занимаемых рубежах, отбивали контратаки пехоты и танков противника и на некоторых участках вели наступательные бои.
На Изюм-Барвенковском направлении происходили упорные бои, в ходе которых наши войска отбивали атаки противника и наносили контрудары по войскам противника.
По приказу Советского Главного Командования наши войска оставили Керченский полуостров. Войска и материальная часть эвакуированы. Эвакуация проведена в полном порядке.
За 22 мая уничтожено 50 немецких самолётов. Наши потери — 14 самолётов.
За 22 мая частями нашей авиации на разных участках фронта уничтожено или повреждено 12 немецких танков, несколько бронемашин, 170 автомашин с войска-ми и грузами, 70 повозок с боеприпасами, 4 автоцистерны с горючим, несколько полевых орудий, 16 миномётов, взорвано два склада и три железнодорожных эшелона с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до шести рот пехоты противника.
Наша часть, действующая на одном из участков Харьковского направления, отбила многочисленные атаки противника и нанесла ему значительный урон. Немцы потеряли только убитыми 850 солдат и офицеров. Уничтожено много боевой техники врага. Нашими бойцами захвачены 2 продовольственных склада, 13 пулемётов, несколько миномётов, много автоматов, винтовок и патронов.
На одном из участков Северо-Западного фронта наша часть выбила гитлеровцев из населённого пункта. На другом участке наша пехота под прикрытием артиллерийского огня прорвала передний край обороны противника и заняла важную высоту. Враг несёт большие потери. На этом участке наши артиллеристы за один день уничтожили 20 немецких ДЗОТов, 2 артиллерийские батареи, 11 наблюдательных пунктов и подавили огонь 5 миномётных батарей противника.
Наша кавалерийская часть (Калининский фронт), действующая в глубоком тылу противника, внезапным налётом разгромила немецкий гарнизон в населённом пункте К. На поле боя осталось до 200 гитлеровцев. Кавалеристы взорвали 2 склада с боеприпасами, 6 мостов и разрушили линию железной дороги. Группа бойцов этой же части выследила место вынужденной посадки немецкого транспортного самолёта. Самолёт противника сожжён.
Группа истребителей подразделения Курбатова (Южный фронт) 21 мая встретилась с пятью вражескими самолётами. В завязавшемся бою лётчик Штукин сбил два «Мессершмитта-109», а лётчик Егоров- один «Мессершмитт-109». Остальные немецкие машины быстро скрылись. Через некоторое время вступила в бой с шестью вражескими самолётами группа лётчиков подразделения тов. Локтева. Отважные истребители сбили три немецких самолёта и без потерь вернулись на свой аэродром.
На одном из участков Ленинградского фронта 300 гитлеровцев пытались зайти в тыл нашим частям. Взвод сапёр под командованием младшего лейтенанта Сухалова подпустил немцев на близкое расстояние и открыл по ним огонь из автоматов. Расстроив боевые порядки противника, сапёры атаковали гитлеровцев. На поле боя осталось 90 трупов немецких солдат и офицеров.
Партизанский отряд «За Родину», действующий в одном из районов Калининской области, внезапно атаковал немецкий гарнизон в населённом пункте и уничтожил до 200 немецко-фашистских оккупантов. Партизаны взорвали 2 железнодорожных моста и захватили трофеи.
Пленный солдат 312 немецкой пехотной дивизии Герберт Шмидт рассказал: «Я прибыл на фронт из Вены в конце апреля в составе запасного батальона. Проезжая через Верхнюю Силезию и Польшу, мы видели ужасающую нищету. На всех станциях наш поезд окружали голодные дети в лохмотьях и выпрашивали кусок хлеба. На оккупированной советской территории мы всюду видели сожжённые товарные поезда, исковерканные и сошедшие с рельсов паровозы. Как оказалось, это результат работы советской авиации и партизан. Между Смоленском и Вязьмой неожиданно была объявлена тревога. Напали партизаны. Они сделали своё дело. Водокачка и железнодорожные мастерские были разрушены».
Гитлеровская шайка преступников проявляет всё большее беспокойство в связи с растущим освободительным движением в Голландии, Бельгии и других оккупированных странах. Недавно германское информационное бюро опубликовало следующее заявление: «Некоторая часть населения Голландии до сих пор с готовностью усваивает антиевропейские (читай: антигитлеровские) лозунги. Для того, чтобы положить конец подобным заговорщическим настроениям, многие лица взяты в качестве заложников. Эти лица выражали симпатии зачинщикам и участникам выступлений против германских оккупационных войск».
Очень показательным является и предупреждение германского министерства внутренних дел, опубликованное в антверпенской газете «Фолькэн стаат» (Бельгия). В нём говорится: «За последние дни распространяются слухи о том, что некоторые политические группы попытаются захватить власть… Население может быть уверено в том, что приняты все нужные меры для того, чтобы предотвратить всякую попытку нарушить порядок».
Кровавый террор и угрозы гитлеровцев как нельзя лучше говорят о непрочности германского тыла. Фашистским насильникам не удалось и не удастся сломить волю народов оккупированных стран, борющихся против гитлеровского рабства за свою свободу и независимость.
23 мая 1942. Окружение русской группировки под Харьковом и дебют американских ленд-лизовских танков
23 мая большая часть южной ударной группировки Красной армии оказалась заблокированной в треугольнике Мерефа — Лозовая — Балаклея. 6, 57-я армии, часть сил 9-й армии и оперативная группа генерала Бобкина — в котле.
23 мая в штабе Южного фронта, а затем Юго-Западного направления стали разрабатываться планы по спасению окруженной группировки, однако переправы через реку Северский Донец в районе Студенок находились под артиллерийским и минометным огнем противника. Поэтому операция 3, 12 и 15-й танковых бригад фронта была отменена.
23 мая 38-я армия попыталась пробиться к окруженным, нанеся 242-й дивизией при поддержке свежей 114-й танковой бригады контрудар на Чепель. 114-я бригада прибыла на Юго-Западный фронт несколько дней назад, имея в составе 1212 человек, 30 танков М3 средний («Генерал Ли»), 16 танков М3 легкий («Генерал Стюарт»), 3 бронетранспортера. Атака Чепеля стала первым боем на советско-германском фронте, в котором участвовали ленд-лизовские американские танки.
Несмотря на то, что наступавшим удалось отбросить противника, соединиться с окруженными не удалось. В журнале боевых действий 114-й бригады появилась запись:
23.5.42 г. Совместно с 242 сд бригада атаковала Ветровка, Чепель. В результате 3-часового боя 6 легких и 3 средних танка подбиты. К 16.00 части бригады сбоем овладели Чепель. Потери: 5 танков застряли в противотанковом рву (перед Чепель), 5 в болоте при подходе к Чепель, 3 танка сгорело и подбито. Потери противника — 6 танков, до батальона пехоты.
24.5.42 г. противник занял Петровское, бригада оставила Чепель….
Волховский фронт (Мерецков Кирилл Афанасьевич)
2-я ударная армия во исполнение директивы фронта 24 мая начала отход на первый рубеж: среднее течение реки Тигода, Дубовик, Остров.
Юго-западное направление. (С. К. Тимошенко)
В течение 23—24 мая бои на плацдарме продолжали оставаться предельно ожесточёнными. Враг изо всех сил стремился расширить коридор, отсекавший советские войска от переправ через Северский Донец, а они делали всё возможное, чтобы прорвать кольцо окружения и отойти на левый берег реки. В ночь на 24 мая спешно производились перегруппировка и сосредоточение частей и соединений для выполнения поставленной задачи. Но утром к выполнению задачи удалось приступить лишь частично, так как с рассветом враг возобновил наступление на широком фронте, стремясь расчленить окружённую группировку на отдельные, изолированные друг от друга части.
Гальдер Франц
Противник безуспешно пытается прорваться на восток из окончательно и прочно замкнутого котла западнее Изюма. Попытки противника вскрыть котел снаружи, предпринимаемые им с востока через Изюм и Савинцы, терпят неудачу. Восточнее Харькова противник ведёт атаки местного значения, по всей вероятности, с целью сковать наши силы. Атаки отбиваются.