Фотомонтаж Брондуков Борислав Николаевич
Замечательный актер, непревзойденный мастер эпизодических ролей — Бориславу Брондукову. В каждом фильме, будь то «Афоня» или «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Брондуков умел предстать в новом амплуа. Борислав Николаевич обладал редким даром — вкладывать в одну фразу или жест все многообразие личности своего героя.
Народный артист, сыгравший более ста ролей в фильмах, в юности и не думал становиться профессиональным актером. Окончив строительный техникум, Брондуков сначала работал прорабом, а потом на заводе «Арсенал». В народном самодеятельном театре он слыл местной звездой, и друзья все время уговаривали его отправиться учиться на актера.
Однако когда 23-летний Борислав появился в институте имени И. Карпенко-Карого, чтобы сдать документы, ему грубо заявили: «Знаете, с такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься». Вероятно, зрители так бы никогда и не узнали о Брондукове, если бы за него не вступился ректор вуза Николай Заднепровский, который сказал: «Вы чего его гоните?! Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. А ну-ка берите у него документы!».
Заднепровский как в воду глядел: со временем Брондуков завоевал славу одного из самых любимых актеров Украины. В 1968 году он сыграл свою единственную трагическую роль — роль вора в фильме Леонида Осыка «Каменный крест», за которую получил диплом III Всесоюзного кинофестиваля.
При поступлении в театральный институт Бориславу Брондукову сказали:
«С такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься».
Первый брак оказался для Борислава Брондукова неудачным: в начале 60-х он женился на студентке политехнического института, а вскоре после свадьбы узнал, что его жена психически больна. После развода актер очень долго не мог придти в себя, впал в депрессию. Но вскоре в его жизни появилась новая любовь — студентка театрального института Екатерина. Впоследствии, став женой актера, она словно ангел-хранитель оберегала и помогала Бориславу Николаевичу на протяжении всей его жизни.
Екатерина вспоминала: «Мы познакомились, когда мне было 18, а ему 31. Вместе с моей подругой Людмилой Борисовой, подбивавшей меня поступать в театральный, мы провожали в аэропорту «Жуляны» известного актера Ивана Миколайчука. Он приехал с Брондуковым. Тот нес чемоданы, и я решила, что это носильщик; актера в нем не заподозрила. Пока Люда говорила с Иваном, я сидела на лавочке. Боря ко мне тесно так придвинулся и… стал заигрывать, причем он был явно подшофе. А я думаю: «Боже! Пьяный, старый, как он смеет так себя вести?» В возмущении говорю: «Люда, забери меня от этого дядьки!» А она: «Да ты знаешь, кто он такой? Это хороший актер, он тебя подготовит в театральный лучше, чем я». На следующий день мы встретились и пошли на склоны Днепра — репетировать… В итоге я вышла за него уже в конце первого курса… Поначалу мне просто было с ним интересно, как, впрочем, и со всей их артистической компанией. Все ребята — зрелые, умные, талантливые; Боря среди них — первый шустряк и балагур… А душевные качества я разглядела уже потом».
По воспоминаниям сценариста Виктора Мережко, ставшего впоследствии близким другом актера, при первой встрече в гостиничном номере он и вовсе принял его за уголовника:
«Я лег поспать, потом проснулся и вижу, что на соседней кровати лежит человек с явно уголовным лицом. У меня были какие–то деньги, и я начал прятать их под подушку. А он заметил это и сказал: «Вовремя среагировал, так бы денежки могли тю–тю». Я пошел жаловаться администратору, и тогда он рассказал, что это артист».
После свадьбы Борислава и Екатерины в жизни артиста наступила пора творческих успехов. Вскоре он появился в комедии Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай», а потом была картина Георгия Данелии «Афоня», в котором изначально Брондукову была обещана главная роль.
В итоге Борислав Николавич сыграл эпизодическую роль, однако было достаточно одной единственной фразы — «Афоня! Рубь гони!» — чтобы эти слова стали крылатыми, а актер получил всенародную славу.
За свою жизнь Брондуков сыграл более 130 ролей. Самыми яркими из них стали инспектор Лестрейд и алкоголик Федул из «Афони». Он неоднократно сам отказывался от главных ролей. Не отказался лишь однажды, выступив в весьма неожиданной для зрителя роли легкоранимого влюбленного ветеринара Дежкина в картине «Вас ожидает гражданка Никанорова».
После «Афони» режиссеры начали предлагать Брондукову однотипные роли, эксплуатируя образ алкоголика Федула. В действительности, по словам жены актера, он был очень дисциплинированным и держал себя в форме, «хоть и мог пригубить на вечеринках с друзьями».
Преодолеть стереотип сугубо комедийного актера Брондуков смог в лирической мелодрамме «Вас ожидает гражданка Никанорова», в которой предстал в роли героя-любовника.
Поработать с Георгием Данелией Брондукову вновь посчастливилось на съемках «Осеннего марафона». Яркие, запоминающиеся роли актер сыграл у Рязанова: тюремщика в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», Ивана — в «Жестоком романсе», незадачливого жениха — в «Гараже».
Мало кто знает, что более 40 ролей Брондукова были озвучены другими актёрами, в том числе и блистательно исполненную роль инспектора Лестрейда в «Приключениях Шерлока Холмса». Режиссер Игорь Масленников, который утвердил актера без проб, накануне съемок сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь… Не очень она у тебя «английская»».
«Никто из близких друзей Брондукова тогда не знал, что роль свою озвучивал не Борислав. Дубляж Ефимова не всякий профессионал отличит. Он так мастерски укладывал слова в губы, не теряя ни эмоций, ни манеры, ни точности смысловых акцентов! Я был просто протрясен его работой!», — вспоминал Василий Ливанов, исполнивший роль Шерлока Холмса.
После того, как Брондуков пережил первый инсульт, вызванный постоянной работой и переездами, связанными со съемками, ему стало тяжело произносить текст. С 1984 года более тридцати фильмов с участием Борислава Николаевича были озвучены либо Игорем Ефимовым, либо украинским артистом Анатолием Юрченко.
В 90-х множество актеров оказались невостребованными. В 1997 году Брондуков появился в своем последнем фильм «Хиппиниада, или Материк любви», и прямо на съемках у него случился третий инсульт. Медики поставили актеру неутешительный диагноз. Но забота Екатерины Петровны творила чудеса. Борислав Николаевич продолжал жить на удивление врачей.
Последние годы семье приходилось непросто, хотя бы потому, что существовать приходилось на небольшую пенсию и деньги, вырученные Екатериной Петровной от сдачи квартиры.
«Мы были совсем одни, — вспоминает Екатерина Петровна. — Врачи к нам не приходили — в Быковню далеко ехать, только названивали и спрашивали, как дела. Пару раз приезжал тогдашний директор Киностудии им. Довженко Николай Мащенко. Появлялись какие-то бандиты, но не грабили нас, а оставляли деньги».
По сей день память о Бориславе Николаевиче Брондукове продолжают хранить родственники, друзья, коллеги, которым посчастливилось встретиться и поработать с этим удивительным человеком.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников