Байкало - Амурской магистрали – 50 лет

Байкало-Амурская магистраль (БАМ), с 1985 года именуемая Байкало-Амурской железной дорогой имени Ленинского комсомола, представляет собой железнодорожный маршрут протяженностью 4324 км, проходящий через Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Она является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Магистраль проходит примерно на 610—770 км к северу от Транссибирской магистрали, параллельно ей. Большая часть пути проложена в зоне вечной мерзлоты. БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек и преодолевает 7 крупных горных хребтов. Она короче Транссибирской магистрали на почти 500 км на участке от Тайшета до морского порта Ванино. Еще одним стратегическим преимуществом БАМа перед Транссибирской магистралью является прохождение в глубине страны, на расстоянии 700—1000 км от государственной границы.

Идея тихоокеанской железной дороги обсуждалась еще в конце XIX века, но топографическая разведка местности началась лишь в 1926 году. Во время войны часть уже проложенного участка БАМа — Тында была разобрана из-за нехватки металла для обороны.

Байкало - Амурской магистрали – 50 лет

Юбилейная медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали» присуждается активным участникам строительства, реконструкции, развития и обслуживания Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, включая военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правила ношения: Медаль носится на левой стороне груди, размещаясь после государственных наград Российской Федерации или после юбилейных медалей, если таковые имеются. Порядок ношения юбилейных медалей соответствует их дате учреждения, где старшей является медаль «В память 800-летия Нижнего Новгорода».

Описание медали: Медаль изготовлена из медно-никелевого сплава в форме круга диаметром 32 мм. Края медали окаймлены выпуклым бортиком с обеих сторон.

На лицевой стороне изображен локомотив с железнодорожным составом, движущийся по полукруглому виадуку, на фоне стилизованного изображения гор и тайги. Вверху по окружности расположена надпись рельефными буквами: «50 ЛЕТ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ».

На оборотной стороне выдавлены годы «1974 — 2024».

Медаль крепится к пятиугольной колодке, обтянутой шелковой муаровой лентой темно-зеленого цвета с белыми полосками вдоль краев и одной продольной полоской белого цвета посередине ленты. Ширина ленты составляет 24 мм, а каждой из белых полосок — 2 мм.

В 1958 году был завершен участок Тайшет — Братск — Усть-Кут, но строительство затем приостановилось на почти 10 лет. Основной этап строительства пришелся на 1974—1984 годы. Строительство возобновилось в 1974 году с привлечением молодежи (комсомол). Западные и Центральные участки (от Тайшета до Тынды) строили гражданские строители, а Восточные участки (от Тынды до Ванино) — железнодорожные войска. Строительство центральной части железной дороги, проходившей в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

БАМ, ставший одним из самых дорогих инфраструктурных проектов в истории СССР, задумывался как инструмент освоения природных ресурсов регионов, через которые он проходил. Однако построенных промышленных комплексов на этой территории оказалось меньше ожидаемого, хотя было построено большое количество населенных пунктов, население которых значительно уменьшилось после распада Советского Союза. История строительства БАМа отразилась во многих произведениях искусства, таких как песни, книги, памятники и фильмы.

К настоящему времени БАМ работает на пределе своей пропускной способности. С 2010-х годов ведется работа по увеличению этой способности, а также специализация магистрали для перевозки тяжеловесных поездов. Производится модернизация магистрали с целью увеличения грузопотока, и на некоторых участках рассматривается возможность строительства третьих главных путей.

БАМ:

  • 4287 км составляет общая длина Байкало-Амурской магистрали, между станциями Тайшет и Советская Гавань.
  • 108 национальностей участвовали в строительстве БАМа. Около 60 % строителей магистрали были моложе 30 лет.
  • 130 000 человек было занято в пиковый период строительства только на прокладке путей, а общее население региона БАМа к моменту окончания работ в 1984 году составило 1 миллион человек.
  • 322 рубля составляла средняя зарплата рабочего на строительстве БАМа (или 301 рубль — у рабочих младше 30 лет). Для сравнения: средняя зарплата рабочего по СССР составляла в те же годы 180 рублей, а ставки молодых специалистов с высшим образованием варьировались от 65 до 130 рублей.
  • 63 новых населенных пункта было основано при строительстве БАМа, из которых 3 — это новые города: Северобайкальск, Тында и Февральск.
  • 15 343 метра составляет длина Северомуйского тоннеля на севере Бурятии. Это самый длинный железнодорожный тоннель в России.
  • 4242 моста и других водопропускных сооружения было построено на БАМе.
  • Республиканские комсомольские отряды соревновались между собой и имели «свои» объекты: крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан – Белоруссия, Уоян – Литва, Кичеру – Эстония, Таюру – Армения, Улькан – Азербайджан, Солони – Таджикистан, Алонку – Молдавия. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи.
  • БАМ пересекает 11 больших рек, в том числе Лена, Амур, Зея, Витим (Угрюм-река), Олекма, Селемджа, Бурея и 7 горных хребтов: Байкальский, Северо-Муйский, Удоканский, Кодарский, Олекминский Становик, Туранский и Дуссе-Алинский.
  • Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» за 9 лет награждены 170 тысяч строителей, железнодорожников и комсомольцев.
  • Зона БАМа – пять территорий Франции, а в недрах зоны треть природных ресурсов России.
  • Горбачев остановил стройку БАМа и едва не погубил сделанное. Из-за этого не была завершена АЯМ – Амуро-Якутская магистраль – железная дорога до Якутска (1000 км пути).
  • Сейчас БАМ перевозит 10 миллионов человек ежегодно.

Байкало - Амурской магистрали – 50 лет

Байкало - Амурской магистрали – 50 лет

Байкало - Амурской магистрали – 50 лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *