21 апреля 1944 года. Шёл 1035-й день Великой Отечественной  войны

отadmin

Апр 21, 2024
21 апреля 1944 года. Шёл 1035-й день Великой Отечественной  войны

21 апреля 1944 года

Ленинградский фронт. На участке Аувере – Соокюла, противник, введя в бой свежие силы, возобновил наступление в полосе обороны 6-го и 117-го корпусов 8-й армии. В результате повторной атаки, немецкому батальону с 9-ю танками, ценой больших потерь, удалось вклиниться в советскую оборону на глубину до 300 метров вдоль шоссе Аувере – Сууресору.

1-й Украинский фронт. На староконстантиновском направлении войска 38-й и 1-й танковой армий продолжали упорные бои с наступающими пехотой и танками противника. Гитлеровцам удалось прорваться к населённому пункту Юзефовка, но к 19.00 они были выбиты оттуда контратакой 17-й Гвардейской мехбригады 6-го Гвардейского корпуса 4-й танковой армии.

В полосе обороны 60-й армии неприятель силами до пехотного полка, усиленного 18-ю танками попытался ликвидировать плацдарм, захваченный войсками армии на западном берегу реки Стрыпы. К исходу дня части 23-го стрелкового корпуса вели бои на высотах западнее Семиковце и на западных окраинах населённых пунктов Раковец и Соснув.

21 апреля 1944 года. Шёл 1035-й день Великой Отечественной  войны

На севере. Самолёты СФ выполнили 8 вылетов на разведку, поиск судов и пл противника, 1 самолёт потерпел катастрофу при вынужденной посадке.

Устранив поломку, пл С-104 вновь вышла в р-н мыса Слетнес, а М-119 из-за неисправности торпед досрочно возвратилась в базу. Поиск неприятеля осуществляли 2 тка, траление мин -1 тщ и 2 ктщ. Зажатые льдами 2 тщ выведены на чистую воду ледорезом и убыли в Йоканьгу.

Внутренние плавания выполняли 2 тр, 2 скр и 1 тщ. Дозор несли 2 тщ, 1 скр и ска.

На западе. Авиация БФ в 95 вылетах вела воздушную разведку, бомбила портовые сооружения в Кунде и корабли врага в Нарвском заливе, повредив 1 тщ и 1 бдб, летала на перехват неприятельских разведчиков, сбив 2 самолёта врага и потеряв 3 своих.

Огонь по неприятелю вели 5 береговых и 2 ж.-д. батареи. Внутреннее плавание выполнял 1 тр.

На юге. Из-за плохой погоды только 5 самолётов ЧФ вылетали на разведку и 1 — на поиск пл противника.

Из боевого похода в Поти возвратилась пл С-31. Боевое траление вели 17 ед. тральных сил, а поиск пл врага — 9 катеров. Внутренние плавания выполняли 39 кораблей, судов и катеров.

Сводки Советского Информбюро за 21 апреля 1944 года Великой Отечественной войны

21 апреля 1944 года. Шёл 1035-й день Великой Отечественной  войны

В течение 21 апреля юго-восточнее города Станислав наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника. Огнём наших частей уничтожено 68 немецких танков. Противник потерял только убитыми более 1.500 солдат и офицеров.

На других участках фронта — поиски разведчиков.

В течение 20 апреля наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 59 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 69 самолётов противника.

Бомбардировка нашей авиацией сланцеперегоночных заводов в Эстонии.

В ночь на 21 апреля наша авиация дальнего действия подвергла бомбардировке сланцеперегоночные заводы у железнодорожной станции Кохтла и у посёлка Куртна-Лагерь (Эстонская ССР). В результате бомбардировки на территории заводов возникли многочисленные пожары, сопровождавшиеся взрывами.

Особенно сильные взрывы происходили на сланцеперегоночном заводе у посёлка Куртна-Лагерь. Пожары наблюдались нашими лётчиками с расстояния в 80 километров. Все наши самолёты вернулись на свои аэродромы.

К юго-востоку от города Станислав наши войска отбивали атаки противника. Под покровом ночной темноты немцы пытались выйти в тыл нашим войскам, но были отброшены с большими для них потерями. Утром противник, получив подкрепления, бросил в наступление крупные силы пехоты, танков и самоходных орудий. Завязались ожесточённые бои, неоднократно переходившие в рукопашные схватки. На одном участке советские пехотинцы и артиллеристы отразили семь вражеских контратак, уничтожив при этом до батальона гитлеровцев, 16 танков и самоходных орудий, 4 бронемашины и 5 бронетранспортёров. В другом районе героически дрались бойцы и офицеры нашей противотанковой артиллерии. Они обрушили шквал огня на скопления войск противника. Отбивая атаки гитлеровцев, советские артиллеристы подбили и сожгли 52 немецких танка. Тем самым попытки противника крупными силами танков прорвать нашу оборону были сорваны. Немецкая пехота, следовавшая за танками, была прижата к земле, понесла большие потери и отошла на исходные позиции. Лётчики-штурмовики под командованием гвардии подполковника Ковшикова, действуя отдельными парами, в сложных метеорологических условиях, наносили удары по железнодорожным коммуникациям и войскам противника. Советские лётчики уничтожили несколько немецких танков, 20 автомашин, 2 паровоза, 25 вагонов и взорвали два склада боеприпасов.

Авиация Северного флота нанесла бомбовый удар по каравану судов противника и потопила транспорт водоизмещением в 2.000 тонн, два мотобота и один сторожевой катер.

Лётчиками Краснознамённого Балтийского флота потоплены в Финском заливе тральщик и сторожевой катер противника.

Партизанский отряд, действующий в Львовской области, в течение одного дня пустил под откос три немецких воинских эшелона, следовавших к линии фронта. В результате крушений уничтожены 2 танка, 2 орудия и убито свыше 100 гитлеровцев. Группа молдавских партизан взорвала большой мост на важном участке шоссейной дороги. Около взорванного моста скопилось много автомашин противника. Партизаны огнём из противотанковых ружей вывели из строя несколько легковых и грузовых автомашин.

В Тарнополе взят в плен немецкий подполковник Генрих Кайенбург — адъютант начальника тарнопольского гарнизона генерал-майора Нейдорфа. Пленный подполковник заявил: «Генерал Нейдорф прибыл в Тарнополь в середине марта и сменил бывшего коменданта крепости генерала Киттеля. Нейдорф получил от Гитлера категорический приказ удержать город любой ценой. Из окружённого русскими войсками Тарнополя мы неоднократно посылали Гитлеру радиограммы, в которых настойчиво просили прислать подкрепления. В одной радиограмме Нейдорф сообщил о тяжёлых потерях, понесённых в боях, и охарактеризовал положение немецкого гарнизона, как совершенно безнадёжное. В ответной радиограмме Гитлер снова потребовал, не считаясь ни с чем, удерживать Тарнополь и сражаться до последнего солдата. В то же время он заверил Нейдорфа, что на помощь идут крупные силы танков. Через несколько дней Гитлер наградил Нейдорфа. Генерал ждал обещанных танков и солдат, а ему вместо этого прислали на самолёте рыцарский крест. К этому времени гарнизон Тарнополя был уже деморализован, а управление войсками потеряно. 15-го апреля Нейдорф был убит. В тот же день остатки гарнизона сложили оружие. В боях за Тарнополь убито много тысяч немецких солдат и офицеров. Вина за их гибель целиком и полностью падает на Гитлера. Он нас подло обманул».

С первых же дней оккупации местечка Чарторийск, Волынской области, немцы начали производить повальные грабежи и массовые убийства. Расстрелы мирных советских граждан происходили в овраге за кладбищем, близ урочища Котелец. Особенно жестоко расправлялись немцы с интеллигенцией. Они расстреляли учителя Гордия Свенты вместе с четырнадцатилетним сыном, зверски замучили и убили учителя Григория Чеба. В конце января текущего года в местечко прибыл отряд эсэсовцев, который согнал жителей на строительство оборонительных сооружений. Когда работы были закончены, немецко-фашистские изверги расстреляли свыше 400 мирных советских граждан, работавших на строительстве укреплений.

21 апреля 1944. Черчилль не хочет резко зажимать поставки сырья для Третьего рейха

21 апреля президент США Франклин Рузвельт в личной переписке с премьером Британии Уинстоном Черчиллем, советует ему прислушаться к позиции США. Белый дом выступает за последованое обрезание Третьего рейха от сырья. Для этого союзники давят на Швецию, Турцию, Португалию, Испанию. Как видно из переписки, Черчилль за более поэтапное, мягкое ужесточение экономического давления на Гитлера. Проще говоря, за продолжение торговли с ним:

…Как Вы говорите, единственный пункт, по которому мы расходимся в испанской политике, — это вопрос о том, возобновлять ли поставки нефти одновременно с возоб­новлением экспорта вольфрама из Испании в Германию в ко­личестве до 60 тонн на протяжении трех месяцев — с апреля, мая и июня — или же сделать все, что мы сможем, чтобы объединенными усилиями продолжать задерживать экспорт воль­фрама до 1 июля, твердо надеясь, что последующие поставки во второй половине года в согласованном объеме окажутся не­возможными. Мы считаем, что если согласиться на возобнов­ление экспорта вольфрама до 1 июля, то это сведет на нет те усилия, которые мы совместно предпринимаем в Швеции и Турции, и ослабит наши позиции на переговорах со Швейца­рией и Португалией. Этим переговорам мы придаем большое значение, и, как мне известно, Вы тоже.

Кроме того, наша общественность придает огромное зна­чение испанскому экспорту вольфрама и проявляет значи­тельное недовольство по поводу того, что в Испанию продолжаются поставки нефти, тогда как указанный экспорт не прекращается. Общественность всячески настаивает на проведении жесткой политики в этом вопросе, и противопо­ложный курс действий накануне военных операций привел бы, как я полагаю, к самым серьезным последствиям.

В отвергнутом предложении герцога Альбы, на которое Вы ссылаетесь, предусматривался экспорт только половины того количества вольфрама, которое теперь намечается на оставшуюся часть 1944 г., и даже в этом случае мы заяви­ли, что только в крайних обстоятельствах согласимся на экспорт до 1 июля.

Мы очень во многом пошли вам навстречу, чтобы по­мочь разрешить ваши затруднения, которые Вы мне описы­ваете в своей длинной телеграмме. Не могли бы Вы в свою очередь еще раз подумать относительно инструкции нашим обоим послам, чтобы они объединили свои усилия для ре­шения данного вопроса на условиях прекращения поставок в первом полугодии? Я не думаю, что мы уже сделали все возможное в этом отношении.

Еще в декабре 1943 Берн согласился сократить на 45% продажи Германии оружия, боеприпасов и машин и на 40% – прецизионных станков и подшипников. Шведы дали обещание, но в 1944 не выполнили его, вернуть поставки стратегических материалов немцам. Сложно проходили переговоры с Турцией о прекращении экспорта в Германию руды, а с Испанией и Португалией – вольфрама. Большая часть переписки Рузвельта и Черчилля по этим вопросам закрыта. Известно, что Черчилль добивался и добился от президента принятия тактики «малых шагов», дабы не подвергать клиентов рейха нацистскому гневу.

Упоминание Рузвельтом в телеграмме нефтяного рычага, свидетельствует, что он плохо ориентировался в ситуации. Западная пропаганда много говорила о «нефтяной реке», якобы открывшейся после подписания договора 23 августа 1939 между СССР и Германией. На самом деле еще 1940 эксперты комитета начальников штабов Англии докладывали, что нефтепродукты из СССР составляли менее 2% общего объема немецкого импорта. В январе-мае 1941 из CCCH в Германию было поставлено 306 884 тонны нефти, или около половины того, что ежегодно на протяжении почти всей войны шло немцам от фирм США через Испанию.

В 1944 немцы получали через Испанию в среднем по 48 тысяч тонн в месяц бензина и нефти. С помощью «Standart Oil» немцы в 1943–1944 наладили производство в рейхе высокооктанового авиационного топлива. Получается, что почти всю войну каждые 7—8 подводная лодка, самолет и танк Германии, на восточном фронте СССР, питались горючим из западных бензоколонок.

21 апреля 1944 года. Шёл 1035-й день Великой Отечественной  войны

21 апреля 1944 года. Шёл 1035-й день Великой Отечественной  войны

21 апреля 1944 года. Шёл 1035-й день Великой Отечественной  войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *