19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны

отadmin

Фев 19, 2024
19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны

19 февраля 1944 года

Никопольско-Криворожская операция. 3-й Украинский фронт. Левофланговые соединения 37-й армии и войска, наступавшие в центре и на правом фланге 46-й армии, продвинулись на 2-16 км и овладели 30 населёнными пунктами. Левофланговые части 46-й армии вели бои контратакующими силами противника, в результате которых, были вынуждены отойти на 4 – 5 км.

Ввиду опасности выхода войск фронта на коммуникации 40-го немецкого танкового корпуса, его соединения начали отходить из района восточнее Долгинцево в сторону Кривого Рога. Одновременно из района северо-восточнее Широкое неприятель начал контратаки в северо-западном направлении.

19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны

На севере. Авиация СФ, выполнив 44 самолёто-вылета, в Линахамари повредила 1 тр (ок. 5 тыс. т), вела корректировку огня наших береговых батарей по этому порту, штурмовала передний край обороны неприятеля, ставила мины в р-не Варде, прикрывала объекты Главной базы и суда в море, вылетала на воздушную разведку и «свободную охоту».

Пл Л-20 вышла к о. Рольвсей. Внутренние плавания выполняли 18 кораблей и судов, в числе которых 5 тр и 2 тщ Англии. Дозоры несли 5 кораблей и катеров.

На западе. Из-за плохой погоды только 11 самолётов СФ вылетали на содействие нашим войскам под Ленинградом, ведение разведки в Финском заливе и «свободную охоту».

На юге. Из-за плохой погоды авиация не летала. 6 береговых батарей флота подавляли огонь артиллерии противника, обстреливавшей косу Чушка, где был повреждён понтон № 3, а также наши позиции на Керченском п-ове, куда было доставлено 630 человек, военная техника, 302 т грузов и откуда вывезено 65 раненых. Траление мин осуществляли 6 катеров.

Сводка Совинформбюро за 19 февраля 1944 года

19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны

Дневное сообщение 19 февраля 1944 года

В течение 19 февраля юго-западнее и южнее города Луга наши войска овладели районным центром Ленинградской области и железнодорожной станцией Плюсса, а также с боями заняли более 30 других населённых пунктов и среди них Петрилово, Бутырки, Окрино, Которска, Любенское, Крица, Скирицы, Дуброво, Александровка.

Южнее озера Ильиень наши войска с боями продвигались вперёд и заняли более 100 населённых пунктов, в том числе Большое Вороново, Нагово, Муравьево, Большое Орехово, Заболотье, Григорово, Должицы, Морильница, Речные Котцы, Петрухново, Дорожкино, Харино и железнодорожные станции Наговская, Тулебля.

На других участках фронта — разведка, артиллерийско-миномётная перестрелка и в ряде пунктов бои местного значения.

В течение 18 февраля наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 47 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 8 самолётов противника.

Налёт наших самолётов на железнодорожный узел Псков

В ночь на 19 февраля большая группа наших самолётов произвела налёт на железнодорожный узел Псков. Бомбардировке были подвергнуты десятки немецких воинских эшелонов, сгрудившихся на этом узле, и военные склады противника. В результате бомбардировки возникло до 80 пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами. Горело не менее 15 железнодорожных эшелонов противника. К концу бомбардировки вся территория железнодорожного узла была охвачена сплошным огнём. Кроме того, крупные пожары и взрывы большой силы наблюдением отмечены в районе военных складов противника и на территории аэродрома.

Три наших самолёта не вернулись на свои базы.

Юго-западнее и южнее города Луга части Н-ского соединения в результате напряжённых боёв разгромили противника и заняли районный центр Ленинградской области и железнодорожную станцию Плюсса. На подступах к посёлку и его улицах остались сотни вражеских трупов. Захвачено много трофеев и пленных. На других участках наши войска вели наступательные бои и заняли более 30 населённых пунктов. Советские артиллеристы, расчищая путь пехоте и танкам, подавили огонь 15 артиллерийских и свыше 20 миномётных батарей противника. Успешно действуют наши мелкие подразделения и отряды. На одном участке 50 советских лыжников внезапно напали на вражеский опорный пункт. Наши бойцы истребили до роты гитлеровцев и взяли 56 пленных. На другом участке наше подразделение совершило обходный манёвр и нанесло противнику удар с тыла. Немцы в панике отступили, оставив на поле боя свыше 200 своих убитых и раненых солдат и офицеров.

Южнее озера Ильмень наши войска с боями заняли более ста населённых пунктов. Противник, укрепившись на заранее подготовленных рубежах, пытался остановить наступление советских войск. Бойцы Н-ского соединения стремительным ударом сломили сопротивление немцев и, преследуя их по пятам, заняли ряд населённых пунктов. В этом бою советские части нанесли тяжёлое поражение 21 немецкой авиаполевой дивизии и захватили много трофеев. Другое наше соединение форсировало водный рубеж и, успешно продвигаясь вперёд, уничтожило до 800 немецких солдат и офицеров. Захвачено 19 орудий, 18 миномётов, 60 пулемётов, 2 склада боеприпасов, склады с продовольствием и инженерным имуществом.

Немцы направили батальон пехоты против одного партизанского отряда, действующего в Каменец-Подольской области. В течение дня советские патриоты отбивали атаки немцев и уничтожили более 200 вражеских солдат и офицеров. Другой отряд каменец-подольских партизан за несколько дней подорвал на минах 8 вражеских эшелонов. Разбиты 6 паровозов и 70 вагонов. Под обломками вагонов погибло до 300 гитлеровцев.

При ликвидации окружённой в районе Корсунь-Шевченковский группировки противника взято в плен большое количество немецких солдат и офицеров из дивизии СС «Викинг». Пленные солдаты Людвиг Райман, Венделин Вейс, Гельмут Фогель, Генрих Мюллер, Иоганн Курц и другие рассказали: «Вначале офицеры всячески скрывали от нас тот факт, что наши дивизии попали в «котёл». Но всем было ясно, что мы очутились в ловушке. Пятого февраля офицеры во всех подразделениях огласили приказ Гитлера, в котором он обещал вызволить нас из окружения и требовал держаться до последнего человека. Командир дивизии сообщил, что на помощь нам идут восемь танковых дивизий. Каждый день солдат широко информировали о том, что танковая армия, действующая извне, одерживает успехи и всё ближе и ближе подходит к нам. Солдатам зачитали радиограмму командира танковой армии генерал-лейтенанта Хубе. В этой радиограмме было всего лишь четыре слова: «Я вас выручу. Хубе». Но мы напрасно ждали спасения. Кольцо с каждым днём сжималось всё теснее.

Наша дивизия, насчитывавшая около 7 тысяч солдат и офицеров, за две недели потеряла более четырёх тысяч человек. Нам приходилось всё время отступать под ураганным огнём русских. Дороги были запружены брошенными машинами и орудиями. Мы были в отчаянии. В ночь на 17 февраля солдатам выдали по усиленной порции водки и разрешили съесть неприкосновенный запас продуктов. В 2 часа был объявлен приказ, в котором говорилось, что на помощь извне больше нечего рассчитывать. На рассвете была предпринята последняя и самая отчаянная попытка вырваться из кольца. Впереди шла дивизия СС «Викинг», за ней мотобригада «Валония». Замыкали колонну штабы и остатки 72 и 112 пехотных дивизий. Этой колонной командовал командир нашей дивизии Гилле. Всего в колонне было около восьми тысяч солдат и офицеров. Пушки, автомашины, всё военное имущество и даже личные вещи приказано было бросить. Едва мы прошли 300 метров, как на нас напали русские танки. Они ворвались в гущу колонны и гусеницами утюжили и давили ряды солдат. За танками появились казаки. Началась такая мясорубка, какой мы ещё нигде и никогда не видели за всё время войны. Вся колонна была уничтожена. Нам удалось спрятаться около разбитых автомашин. На следующий день утром мы сдались в плен».

Потери противника и трофеи наших войск в результате ликвидации немецко-фашистских войск, окруженных в районе Корсунь-Шевченковский

За время боёв по уничтожению немецко-фашистских войск, окружённых в районе Корсунь-Шевченковский, с 3 по 18 февраля сего года войска 2 Украинского фронта нанесли противнику следующие потери:

Уничтожено: самолётов — 430, танков — 155, орудий разного калибра — 376, самоходных орудий — 59, миномётов — 269, пулемётов — 900.

На поле боя обнаружено 55.000 трупов немецких солдат и офицеров. Среди убитых обнаружен труп командующего группой немецких войск, окружённых в районе Корсунь-Шевченковский, генерала артиллерии Вильгельма Штеммермана.

За это же время войска 2 Украинского фронта захватили следующие трофеи: самолётов — 41, танков — 116, бронемашин — 32, орудий разного калибра — 618, самоходных орудий — 51, миномётов — 267, пулемётов — 789, бронетранспортёров — 85, автомашин — 10.000, паровозов — 7, вагонов и цистерн — 415, тягачей — 127, повозок с военными грузами — 4.050, лошадей — 6.418, противогазов — 39.200, складов с боеприпасами и различным военным имуществом — 64.

Взято в плен 18.200 солдат и офицеров противника.

19 февраля 1944 года, нарком танковой промышленности В. А. Малышев подписал приказ по НКТП №109сс о модернизации танка Т-34-85

19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны


Согласно ему, заводу №183 (Уралвагонзавод, Нижний Тагил) было дано задание разработать модернизированный вариант танка Т-34-85 с усиленной броневой защитой. Лобовой лист корпуса усиливали до 75 мм, а лоб башни — до 90 мм. Для того, чтобы масса танка не вышла за пределы допустимых значений, снижалась толщина брони менее вероятных для поражения частей корпуса и башни.


Позже танк с усиленной броневой защитой получил обозначение Т-34-85М. Было разработано два варианта танка, отличавшихся степенью доработки. Второй вариант Т-34-85М отличался выносом топливных баков из боевого отделения в кормовую часть корпуса. В связи с этим появился небольшой «хвост». Боевая масса танка почти не выросла, во втором варианте она достигла 32,3 тонны. Для сравнения: серийный Т-34-85 имел боевую массу 32,25 тонны.

19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны


Проведенные испытания показали, что Т-34-85М по динамике не отличается от серийного танка. Вместе с тем, снижение толщины днища посчитали неправильным решением, поскольку танк становился более уязвимым для мин. Т-34-85М, по ряду причин, так и не стал серийным. Вместе с тем, в 1944 году в серию была запущена модернизированная башня Т-34-85, созданная на базе решений по Т-34-85М. Толщину лобовой части и бортов увеличили, что повысило ее стойкость к снарядам калибра 75 мм, наиболее массовым в немецкой армии. Одним словом, работы по Т-34-85М не прошли впустую.

19 февраля 1944. О соглашении украинских националистов с нацистами

19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны
Бандеровцы сдаются сотрудникам НКВД

Спецсообщение и.о. начальника УШПД (Украинского штаба партизанского движения) Соколова командующему 1-м Украинским фронтом Николаю Федоровичу Ватутину о соглашении украинских националистов с немцами и передаче немцами оружия представителям УПА

г. Киев

19 февраля 1944 г.
Совершенно секретно

По сообщениям партизанских отрядов и соединений за последнее время, в связи с успешным продвижением частей Красной Армии на запад и освобождением ряда районов Западных областей Украины, — украинские националистические элементы предпринимают мероприятия по соглашению с немецкими оккупационными властями.

Немцы же в свою очередь охотно идут на такие соглашения в целях использования националистов в своих интересах для подрывной, диверсионной и террористической деятельности в тылу наступающей Красной Армии.

Командир соединения партизанских отрядов ВЕРШИГОРА сообщил, что в декабре 1943 г. между представителями бандеровцев и немецкого командования произошло две встречи.

От немецкого командования был обер-лейтенант ОБАШТЕЙН.

Со стороны украинских националистов были:

Командир загону АНТОНЮК («КЛЕГ»), политический руководитель этого же загону КЛЮЧ («БРАВО»), командир батальона по кличке «ОСТАП» и др.

Немцы перед националистами поставили два условия:

1. Прекратить вооруженную борьбу друг с другом.

2. Взамен оружия помогать немцам продовольствием, скотом, лошадьми.

Бандеровцы согласились на эти условия и потребовали освобождения арестованных немцами националистов, которые и были освобождены.

На основании этого соглашения между бандеровцами и немцами произошло ряд обменов оружия на продовольствие.

В частности в первых числах января немцы приехали на машинах в села Воблы и Турепин (18—20 км севернее Владимир-Волынок) забрали зерно, 40 коров, 500 курей, свиней и лошадей.

Характерным примером согласованности в действиях между немцами и националистами является факт замены 13 января 1944 г. немецкого гарнизона в г. Камень-Каширский.

В результате переговоров с немцами, националисты обязались построить мост через р. Турия и пропустить их на Ковель.

Немцы же со своей стороны обязались оставить националистам в полной сохранности все имущество, находившееся в Камень-Каширский.

К 12 января 1944 г. мост через р. Турия был построен и националисты подошли к городу Камень-Каширский с целью воспрепятствовать захвату его партизанами.

Ушедший немецкий гарнизон оставил националистам в г. Камень-Каширский следующее: 300 винтовок, два ящика патронов, 200 пар белья, 30 комплектов обмундирования. А также хлеб, соль, скот, сено и прочее.

Кроме того немцы обещали не трогать националистов и помогать им в борьбе с Красной Армией.

Отряд националистов, вступивших в Камень-Каширский насчитывал свыше 500 чел. и имел на вооружении: минометов батальонных — 2, ротных — 1, станковых пулеметов — 3, ручных до 30.

Отрядом командовал «МАЗЕПА». Его заместитель «ВОРОН».

По имеющимся агентурным данным националисты гарнизона Камень- Каширский получили следующий приказ командования УПА (Украинская повстанческая армия):

1. До особого распоряжения все тяжелое вооружение, за исключением винтовок, автоматов и пистолетов, прятать, зарывая в землю.

2. Всем командирам формирований УПА переводить националистов через линию фронта с целью поднять восстание в тылу Красной Армии.

3. Всему украинскому населению немедленно приступить к обмолоту урожая и спрятать его (зарыть в землю).

4. Резать скот, овец, свиней и делать запасы для УПА.

Население предупреждено о строгом наказании за невыполнение пунктов 3 и 4 настоящего приказа.

Эти мероприятия руководство УПА проводит с целью: ничего не дать Красной Армии.

В конце января с.г. соединением партизанских отрядов под командованием ВЕРШИГОРА был разгромлен отряд украинских националистов, численностью 200 чел.

Среди захваченных, при разгроме националистов, документов, в руки партизан попал договор, заключенный между представителями УПА и ландвиртами (руководителями сельского хозяйства) Владимир-Волынского комиссариата.

Договор подписан обоими сторонами 9 декабря 1943 г. и предусматривает обсуждение с Владимир-Волынским уездным руководителем и гебитскомиссаром следующие вопросы, выдвинутые националистами:

«1. Контингент. Как понимать его задачу, количество, с каких сел.

2. Сотрудничество немцев с поляками. Желаем устранить польскую полицию и польских служащих в нашем уезде (Владимир-Волынский).

3. Польские дикие банды уничтожать до союза. Во всяком случае немцы обязуются ни в чем им не помогать.

4. Не в наших делах мешать немецким перевозкам на фронт, а так же немцы не мешали бы нам на переездах.

В связи с войной желаем:

а) Немцы никогда на наши села не будут нападать;

б) Не будут стрелять или мешать нашим транспортам на переездах.

5. Всех пленных на территории Владимир-Волынского уезда обязуемся с обоих сторон освобождать и отсылать по данным адресам.

6. Немцы не будут употреблять самолеты для бомбардировки наших сел.

7. Сотрудничать по уничтожению красных банд».

31 января 1944 г. соединением партизанских отрядов под командованием ВЕРШИГОРА было перехвачено письмо немецкого коменданта г. Горохов (50 км юго-западнее Луцк) адресованное руководителю Гороховской районной организации ОУН — «ПАВЛУ» с содержанием начать переговоры по вопросу дружественного союза и совместных действиях.

Все эти материалы, а также ряд других, захваченных партизанами при разгроме националистических формирований, говорят о попытках немецких властей использовать националистов как подрывную силу в борьбе с успешно наступающими частями Красной Армии.

Начальник Украинского штаба партизанского движения Комиссар Государственной безопасности

Т. СТРОКАЧ
(За Т. Строкача подписался и.о. начальника УШПД полковник Соколов)

19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны

19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны

19 февраля 1944 года. Шел 973-й день Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *