26 ноября 1943 года. Шёл 888-й день Великой Отечественной войны

отadmin

Ноя 26, 2023
26 ноября 1943 года. Шёл 888-й день Великой Отечественной войны

26 ноября 1943 года. 888-й день войны

1-й Украинский фронт. Киевская оборонительная операция. Части 28-го корпуса 13-й армии продолжали наступление в северо-западном направлении по долине реки Припять.

Части 77-го корпуса 60-й армии продолжали вести тяжёлые бои по деблокированию окружённых подразделений 226-й дивизии городе Коростень.

2-й Украинский фронт. Знаменская операция. Войска фронта продолжали наступление. В центре фронта удалось продвинутся на 3-10 км и овладеть 10 населёнными пунктами.

4-й Украинский фронт. Войска фронта продолжали бои с целью ликвидации плацдармов противника в районе южнее Никополя и озера Вчерашнее. Преодолевая упорное сопротивление, и, отразив неоднократные контратаки пехоты и танков врага, наступающие прорвали вражескую оборону в направлении Днепровки.

Гомельско-Речицкая операция. Выход ударной группировки Белорусского фронта в глубокий тыл неприятельских войск, оборонявшихся в районе Гомеля, удачные действия 3-й армии Горбатова, нанесшей внезапный удар справа в направлении на Быхов, и сильный нажим на противника в центре частями 63-й и 11-й армий вынудили гомельскую группировку врага к поспешному отходу. 26 ноября Гомель был полностью освобожден от противника. В тот же день вечером Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам, освободившим Гомель.

26 ноября 1943 года. Шёл 888-й день Великой Отечественной войны

Из оперативных данных штаба флота

На севере. Пл Л-15 возвратилась в базу с позиции у мыса Слетнес. Авиация флота в 43 самолёто-вылетах вела разведку, «свободную охоту», бомбила аэродромы Луостари и Хебуктен, прикрывала конвой RA-54-B, вышедший с Молотовского рейда в Исландию (8 тр, 6 тщ). У о. Игней «Бостон» торпедой атаковал тн (3000 т), шедший в охранении скр, но из-за плохой погоды результатов не наблюдал. На втором заходе наблюдался только скр. Другой «Бостон» у Берлевога атаковал торпедой тн (6000 т) и потопил его. Самолёты противника вели разведку Мотовского залива, п-овов Рыбачий и Средний.

3 катера МО и 2 тка поставили мины у Варангерфьорда. У Петсамо артогнём береговых батарей был потоплен катер врага, 2 тщ тралили фарватеры. Внутренние переходы выполнили 25 кораблей, судов и катеров.

На западе. Авиация БФ из-за плохой погоды выполнила только 13 самолёто-вылетов на поиск кораблей противника и постановку мин у о. Оррегрунд.

3 тщ продолжали траление фвк №№ 1-б и 1-в. Из Кронштадта на Лавенса-ри вышли сетевой заградитель «Онега» и 3 катера мо, а в обратном направле-нии — конвой (4 тщ, 1 ктщ, 3 ска и 1 тка). 2 мо вышли из бухты Батарейная в Лужскую губу для высадки разведчиков. Движение конвоев и катеров по фвк Невской губы и трассам Ладожского озера происходило бесперебойно.

Пл М-79 вышла из Новой Ладоги за разведчиками к устью реки Видлица.

Противник выпустил 10 снарядов по Ораниенбауму, ему отвечала 1 бата-рея Ижорского укрепсектора.

На юге. На Керченский п-ов доставлено 1882 человека, одно 76-мм и шесть 152-мм орудий, 36 автомашин, 6 тракторов, 254 лошади, 660 т боеприпасов и разного груза. Артиллерия врага повредила причал на косе Чушка, а его авиа-ция бомбила Опасную, разрушив там причал. Пл М-35 возвратилась от Ак-Мечети в Очамчире.

В р-не Эльтигена отряд катеров, вышедший накануне, вёл бой с катерами врага и, потеряв 1 тка и 1 катер пво, своей задачи не выполнил. Катера, получив повреждения, вернулись в Комсомольск и Тамань. Самолёты армии и флота в 72 вылетах сбрасывали продовольствие и боезапас нашим войскам, штурмова-ли вражеские плавсредства в Камыш-Буруне, потопив 2 бдб, вели разведку и наносили удары по плавсредствам врага в р-не Днестровского лимана, потопив 1 тн (1000 т), скр (1500 т), 2 ска и сухогрузную баржу. В воздушных боях сбито

3 Ю-52 и 1 Ю-88.

Внутренние переходы из-за плохой погоды не выполнялись.

Сводки Советского Информбюро за 26 ноября 1943 года Великой Отечественной войны

26 ноября 1943 года. Шёл 888-й день Великой Отечественной войны

Войска Белорусского фронта в результате успешного наступления и смелого обходного манёвра сегодня, 26 ноября, овладели крупным областным центром Белорусской ССР — городом и железнодорожным узлом Гомель.

В течение 26 ноября западнее Пропойска наши войска, продолжая наступление, заняли более 30 населённых пунктов; среди них крупные населённые пункты Машевская Слобода, Хотище, Кульшичи, Заполянье, Хачинки, Куликовка, Бахань, Тушевка, Остров, Сапожники.

Между реками Сож и Днепр, в районе Гомеля, наши войска с боями заняли населённые пункты Присно, Лопатино, Костюковка, Ерёмино, Давыдовка, Бабовичи, Сосновка, Боровая, Александровна, Копать.

В районе нижнего течения реки Березина наши войска с боями заняли населённые пункты Нихняя Олба, Городок, Калиновка, Толстыки, Отрубы, Мойча, Великий Бор, Мармовичи, Давыдовка, Просвет, Людвиновка и железнодорожную станцию Шацилки.

Западнее Речица наши войска вели наступление и заняли населённые пункты Старый и Новый Нахов, Глинная Слобода, Ужинец, Алексичи, Богулавица, Глинище.

В районах Коростень, Черняхов и Брусилов наши войска отбивали атаки пехоты и танков противника.

Юго-западнее Кременчуга наши войска овладели опорными пунктами противника Курчановка, Чечелёво, Белецковка, Свинарка, Браиловка, Талова Балка, Воробьёвка.

На других участках фронта — разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.

В течение 25 ноября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 75 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 21 самолёт противника.

Войска Белорусского фронта овладели областным и крупным промышленным центром Белоруссии городом Гомель. Немцы превратили Гомель в мощный пункт своей обороны на Полесском направлении. На подступах к городу противник построил укрепления, сосредоточил большое количество артиллерии и оказывал сильное сопротивление. Наши войска стремительными ударами дезорганизовали вражескую оборону и, совершив смелый обходный манёвр, сегодня овладели городом Гомель. В боях за Гомель разгромлены крупные силы противника. Захвачены большие трофеи — много орудий, миномётов, метательных аппаратов, крупные склады с боеприпасами и военными материалами.

Западнее Пропойска наши войска продолжала наступление. Противник контратаками пытался задержать продвижение советских частей. На одном участке немцы предприняли до двадцати контратак. Отдельные опорные пункты неоднократно переходили из рук в руки. К исходу дня части Н-ского соединения сломили сопротивление противника и заняли более 30 населённых пунктов. Немецкие войска несут огромные потери. Только в одном районе в последние дни уничтожено до 4 тысяч немецких солдат и офицеров, 9 танков, 48 полевых и 12 самоходных орудий. Нашими войсками захвачено у противника 8 танков, 46 орудий, 58 миномётов, 40 метательных аппаратов, 140 пулемётов, 40 радиостанций, много снарядов, патронов и другие трофеи. Взято большое число пленных.

В районе нижнего течения реки Березина наши войска, с боями продвигаясь вперёд, овладели рядом населённых пунктов и станцией Шацилки на железной дороге Мозырь — Жлобин. Бойцы Н-ской части разгромили немецкий гарнизон, оборонявший эту станцию, и уничтожили до 400 гитлеровцев. Захвачено две артиллерийских батареи, 6 миномётов и склад с боеприпасами. Взяты пленные.

Западнее Речицы наши войска вели наступление и заняли несколько населённых пунктов. Части Н-ского соединения, действуя в лесисто-болотистой местности, продвинулись вперёд и выбили немцев из сильно укреплённого опорного пункта. В бою за этот пункт уничтожено до батальона гитлеровцев. Захвачены 4 орудия, 46 пулемётов, 300 винтовок и автоматов, а также 180 подвод с различными военными грузами.

В районах Черняхова и Брусилова наши войска продолжали отбивать атаки противника. Артиллеристы Н-ского соединения в течение дня подбили и сожгли 18 немецких танков. На другом участке бойцы Н-ской части, отражая атаку противника, уничтожили 11 танков, 4 самоходных орудия, 13 бронемашин и 11 автомашин с автоматчиками. Уничтожено свыше 1.000 немецких солдат и офицеров.

Юго-западнее Кременчуга части Н-ского соединения, преодолевая сопротивление противника, продвинулись вперёд и заняли несколько населённ+ых пунктов. На одном участке гитлеровцы оказывали особенно упорное сопротивление. В результате ожесточённого боя наши части вынудили немцев к отступлению и, преследуя, нанесли им большой урон. На поле боя осталось свыше 800 вражеских трупов, 17 подбитых немецких танков и 4 самоходных орудия.

В Баренцовом море потоплен немецкий транспорт водоизмещением в 6.000 тонн.

Партизанский отряд, действующий в Крыму, напал на немецкую автоколонну. В ожесточённом бою партизаны истребили 40 гитлеровцев и уничтожили 5 автомашин с грузами. Другой отряд крымских партизан взорвал передвижной хлебозавод и 6 грузовых автомашин противника.

За последние дни захвачено в плен значительное количество немецких солдат, входивших в состав так называемых «боевых групп» и наспех сколоченных сводных рот. На одном участке взяты в плен 9 солдат оружейного склада при 1 немецкой танковой армии. Все они были признаны негодными к строевой службе и работали на 670 оружейном складе. Пленные сообщили, что вместе с оружейниками были также брошены в бой солдаты 55 строительного батальона, 36 запасного батальона и 219 железнодорожного строительного батальона.

Пленный сапожник ветеринарной роты 306 немецкой пехотной дивизии Иозеф Кастнер заявил: «Недавно мне приказали немедленно прекратить работу и отправиться на передовую. Вместе со мною были направлены в окопы солдаты из роты пекарей, из мясозаготовительного взвода и других хозяйственных подразделений. Нас придали дивизии СС «Великая Германия». Пленный обер-ефрейтор 157 роты снабжения 57 немецкой пехотной дивизии Франц Ян рассказал: «57 пехотная дивизия понесла настолько большие потери, что уже не может действовать самостоятельно. В ней осталось около тысячи человек, которые теперь подчинены 10 мотодивизии. Недавно меня и других солдат из роты снабжения перевели в сводную роту. В этом подразделении собраны солдаты из роты снабжения, санитарного взвода, обоза и взвода связистов. Солдаты называют такие сводные роты командами смертников. В первом же бою наша рота потеряла половину своего состава. В другом бою при появлении русских мы сдались в плен».

26 ноября 1943. Советская делегация во главе со Сталиным прибыла в Тегеран

26 ноября 1943 года. Шёл 888-й день Великой Отечественной войны

Около полудня 26 ноября американский самолет «Дуглас» со Сталиным на борту приземлился в Тегеране.

Поездка в Тегеран была сложным структурным процессом. Еще 22 ноября Политбюро приняло решение о передаче временно текущих дел партии и государства группе в лице Георгия Маленкова, Лазаря Кагановича и Александру Щербакову, в тот же день Сталин с делегацией покинул Москву и отправился в Баку.

Конечная станция, на которую должен был прибыть литерный поезд особой нормы № 501, была строго засекречена. Практически никто не знал, что Верховный выехал их советской столицы.

Литерный шёл по маршруту Москва — Сталинград — Баку. Сталин располагался в отдельном бронированном вагоне весом более 80 тонн. В отдельном вагоне ехал и нарком госбезопасности Берия. Он отвечал за безопасность делегации, в состав которой входили глава советского МИД Вячеслав Молотов, член ГКО Климент Ворошилов, Сергей Штеменко, начальник Оперуправления Генштаба, ответственные работники Наркомата иностранных дел и Генштаба. На одном из участков пути поезд чуть было не попал под налёт германских бомбардировщиков…

Путешествие не заладилось с самого начала. Первое тревожное донесение: «На станции Голутвин (Московско-Рязанской железной дороги) во время кратковременной остановки в темноте на тендер (прицепная часть паровоза для хранения запаса воды и угля) основного поезда, в котором ехал тов. Сталин, сели трое неизвестных. Они были задержаны охраной и сданы для проверки в Рязани. После разбирательства выяснилось, что все трое были уголовниками, объявленными в розыск».

Поезд Сталина продвигался медленно, в пути возникали большие задержки. Как следует из донесений, это было следствием «выделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов…» Поездная бригада еле-еле укладывалась в график.

«В пунктах остановок поезда, за исключением Рязани, отсутствовала закрытая телефонная ВЧ-связь с Москвой… — из-за обрыва проводов от гололеда». «В результате 24 и 25 ноября Верховный Главнокомандующий не мог связаться со своей ставкой по телефону из Сталинграда, Армавира и Минвод. Пришлось использовать другие виды связи, в том числе и шифрованную». Берия был взбешён. Он потребовал расследовать причины отсутствия ВЧ-связи и наказать виновных.

С воздуха спецсостав прикрывали 6-8 истребителей. Только утром 26 ноября поезд прибыл на станцию Килязи — в 85 км от Баку.

Сталин сразу проследовал на аэродром, где всех уже ждали 6 американских самолётов «Дуглас» С-47. В архиве есть запись воспоминаний сотрудника Госбезопасности Александра Яшина:

  • Как в Тегеран, так и обратно вся делегация летела в одном самолёте, что, на мой взгляд, было очень опасно: я бы разделил делегацию на два самолёта. За штурвалом первого самолёта был командующий авиацией дальнего действия маршал Александр Голованов, а второго — личный пилот Сталина полковник Валентин Грачёв. Когда руководители СССР подходили к первому самолёту, у него чихнул мотор. А это, как известно, плохая примета. Сталин развернулся, и все пошли во второй самолёт — к Грачёву. Правда маршал Головонов в мемуарах утверждает, что самолет все-таки вел лично он.

26 ноября 1943 года. Шёл 888-й день Великой Отечественной войны

26 ноября 1943 года. Шёл 888-й день Великой Отечественной войны

26 ноября 1943 года. Шёл 888-й день Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *