Памир – главный высокогорный испытательный полигон Советской армии

отadmin

Апр 7, 2023
Памир – главный высокогорный испытательный полигон Советской армии

Обелиск десантникам на Пике имени Ленина

Сколь ни дружественны были отношения между СССР и Афганистаном в 1960–1970-е годы, но агрессивная политика про американски настроенных Ирана и Пакистана заставляла Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР рассматривать территорию Афганистана, как потенциальный театр боевых действий. Член Военного совета – начальник политического управления Туркестанского военного округа генерал Г.А. Стефановский охарактеризовал это так: «Даже не специалист не мог не понять, что с территории Афганистана можно «резать» СССР пополам, достаточно только ввести сильную, оснащенную современным оружием группировку. Кроме того, подобная группировка напоминала планы гитлеровского вермахта о выходе к южному нефтяному «подбрюшью» Советского Союза, а также замыкала бы кольцо военных баз вокруг Советского Союза».

Член Военного совета – начальник политического управления Туркестанского военного округа генерал-лейтенант Г.А. Стефановский (в центре)
Член Военного совета – начальник политического управления Туркестанского военного округа генерал-лейтенант Г.А. Стефановский (в центре)

Из-за океана поступали недвусмысленные сигналы о намерениях США в отношении Афганистана. К примеру, журналист А. Флетчер в журнале «Карент хистори» сформулировал их так: «Одна из причин заинтересованности Америки в Афганистане – это возможное значение этой страны в будущем в качестве плацдарма для нападения на Россию».

Парадоксальным образом, укрепляя двустороннее сотрудничество и оказывая Афганистану широкую помощь, СССР вынужден был готовиться к возможным боевым действиям на его территории. В Генеральном штабе отчетливо понимали трудности, с которыми могут столкнуться войска при форсировании Гиндукуша, и значение перевала Саланг. Не случайно на границе с Афганистаном периодически проводились «натурные эксперименты», в ходе которых рассматривались различные аспекты возможных будущих боевых действий.

В Советском Союзе новое дыхание обрела разработка военной теории применительно к ведению боевых действий в горах. В частности, в 1961 году Военно-медицинское управление Министерства обороны СССР выпустило книгу «Умей преодолевать трудности горного похода». В ней была рассмотрена история вопроса, приведен терминологический аппарат, указаны основные опасности в горах. В книге были представлены приемы передвижения по скалам и снегу, преодоления горных рек, работы с веревками и альпинистским снаряжением, влияние климата высокогорья на организм и его минимизация, прохождение акклиматизации, физическая подготовка, закалка, особенности марша в горах и правила оказания медицинской помощи. Авторы труда констатировали, что физико-географические условия гор оказывают существенное влияние на ведение боевых действий, выделяя в этом влиянии четыре основных аспекта:

Памир – главный высокогорный испытательный полигон Советской армии, изображение №3

Одним из важнейших выводов, сделанных авторами работы, был следующий: «В настоящее время, благодаря развитию военной техники самые отдалённые высокогорные районы стали доступными для боевых действий войск».

В Советской армии площадкой для испытания техники и вооружения в высокогорных условиях был Памир. В середине 1950-х годов Научно-исследовательским институтом бронетанковой техники здесь были проведены испытания отечественной бронетанковой техники на участке от города Оша до поселка Мургаб, в ходе которых был преодолен самый высокий перевал Ак-Байтал. По результатам испытаний были сделаны выводы о том, что при действии войск на высоте 3–4 тыс. м необходимо производить отбор экипажей и их 10–15-дневную акклиматизацию на этих высотах. Другой вывод гласил, что следует предоставлять кратковременный отдых механикам-водителям перед преодолением трудного участка пути и во время привала, а в некоторых случаях отдельным членам экипажа по назначению врача выдавать стимуляторы работы головного мозга. Был сделан вывод и о том, что техника и вооружение советских мотострелковых подразделений не в полной мере приспособлены к ведению боевых действий в горах.

Одновременно с испытанием в горных условиях техники на базе 111-го гвардейского парашютно-десантного полка, разведывательных подразделений 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и 860-го отдельного мотострелкового полка, проводились испытания на выживаемость личного состава. Так, в 111-м полку отрабатывалась идея генерала армии В.Ф. Маргелова по выброске воздушных десантов с целью захвата горных высот и перевалов на случай войны. Впервые в мире в 1967 году было осуществлено десантирование 1-го парашютно-десантного батальона 111-го гвардейского полка на горное плато в Алайской долине на высоте 3600 м. За этот подвиг десантники были награждены орденами и медалями.

В этом же году шесть советских парашютистов совершили прыжок с приземлением на Памирское фирновое плато высотой 6000 м. Успех профессиональных спортсменов вдохновил взяться за более сложную задачу. На следующий год группа парашютистов приземлилась на Пик им. Ленина высотой 7134 м над уровнем моря. В этом прыжке, не имевшем по уровню сложности и масштабу равных с истории мирового парашютного спорта, приняли участие 46 человек: 36 военнослужащих срочной службы воздушно-десантных войск во главе с капитаном Г. Тайнасом и 10 парашютистов-асов под командованием разработчика и испытателя парашютно-десантных средств А.А. Петриченко. О том, что задачи, ставившиеся перед парашютистами, были отнюдь не спортивными, говорит то, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1969 года все участники десанта на Пик им. Ленина были награждены медалью «За отвагу». Пять из них получили медаль посмертно.

В 1976 году 100-я отдельная разведывательная рота под командованием капитана Л.В. Хабарова поднялась на высоту 4644 м, дав ей название «Пик 46 лет ВДВ». Конечно, это была не обычная рота, а отдельное разведывательное подразделение, специально предназначенное для захвата высокогорных перевалов, действия в горах и пустынях. Но, все же, это было штатное подразделение, поднявшееся на непокоренный пик со штатным вооружением и оборудованием. Л.В. Хабаров вспоминает: «Конкурс в роту был огромным. Отбирали тех, кто изъявлял желание и имел необходимые данные. Особое внимание уделялось моральным качествам – не каждый человек, даже самый подготовленный, может стать разведчиком. Нужен дух авантюризма и фанатичное желание быть разведчиком. Тех, кого отобрали для срочной службы, потом доводили до ума интенсивными тренировками и специальной подготовкой. В преддверии восхождения рота была направлена на Памир для подготовки. Разместились в альпинистском лагере всесоюзного значения Дугаба, расположенном в 100 км от Ферганы. Здесь с солдатами работали опытные спортсмены-альпинисты. А солдаты, в свою очередь, помогали оборудовать лагерь».

Советские десантники на вершине «Пика 46 лет ВДВ».2 августа 1976 года
Советские десантники на вершине «Пика 46 лет ВДВ».2 августа 1976 года

Результатом такого отбора и подготовки солдат стало блестящее восхождение на Памир. За двое суток рота со штатным вооружением и снаряжением без потерь взяла пик, на который ранее не ступала нога человека. Имя «Пик 46 лет ВДВ» было нанесено на все карты и атласы.

В мае–сентябре 1976 года 2-й мотострелковый батальон 860-го отдельного мотострелкового полка вместе с артиллерией полка был выделен для обеспечения сборов, проводимых на Памире, в районе поселка Сарыташ под видом испытания новых образцов формы одежды для военнослужащих. В них приняла участие большая группа специалистов из Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Врачи проводили эксперименты на выносливость личного состава для выработки рекомендаций и инструкций по несению военной службы в условиях высокогорья. Занятия по боевой подготовке проводились на высоте 3600 м. Самый главный вывод заключался в том, что необходима адаптация большей части личного состава на высотах 3 тыс. м от 15 дней до месяца. В результате были даны рекомендации производить индивидуальный отбор военнослужащих в части, предназначенные для ведения боевых действий на Памире.

Советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор исторических наук Владимир Прямицын

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER