31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

отadmin

Янв 31, 2023
31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

Операция «Кольцо»

 Адъютант Паулюса полковник Адам выразил готовность вести переговоры. Представители советского командования предъявили ультиматум о немедленном прекращении сопротивления и о полной капитуляции южной группы войск, который был принят немецким командованием. Южная группировка 6-й немецкой армии полностью прекратила сопротивление.

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

К. К. Рокоссовский

 «Вместе с этой группой вражеских войск был пленен со своим штабом и фельдмаршал Паулюс, который в тот те день вечером был доставлен к нам в штаб фронта… Наша беседа не носила характера допроса. Это был разговор на текущие темы, главным образом о положении военнопленных солдат и офицеров. В самом начале фельдмаршал высказал надежду, что мы не заставим его отвечать на вопросы, которые вели бы к нарушению им присяги. Мы обещали таких вопросов не касаться. К концу беседы предложили Паулюсу дать распоряжение подчинённым ему войскам, находившимся в северной группе, о прекращении бесцельного сопротивления. Он уклонился от этого, сославшись на то, что он, как военнопленный, не имеет права давать такое распоряжение.»

Из оперативных данных штаба флота

31 января 1943 года

На севере. Авиация СФ в 18 самолёто-вылетах осуществляла поиск кораблей и судов противника, вела воздушную разведку и атаковала в р-не Сюльтенфьорда конвой (4 тр, 5 скр), потопив 1 тр водоизмещением около 8 тыс. т.

На западе. Противник обстреливал Ленинград, Кронштадт, мыс Дубовский, станцию Горская. Огонь по врагу и контрбатарейную борьбу вели 2 кл, 7 береговых и 9 ж.-д. батарей. Продолжалась прокладка ж.-д. линии и строительство моста через Неву в р-не Шлиссельбурга.

На юге. Авиация ЧФ в 61 самолёто-вылете вела разведку и штурмовала противника в р-не Новороссийска, искала его корабли и суда в море и портах Керченского и Таманского п-овов. Береговые батареи Новороссийской ВМБ вели пристрелку р-на Станички и контрбатарейную борьбу. Из Поти к Новороссийску для обстрела противника вышли кр «Ворошилов», эм «Бойкий», «Беспощадный» и «Сообразительный». Кл «Усыскин» ВВФ вела огонь по вражеским блиндажам и дзотам в р-не Сталинграда. Это были последние залпы, которые дали корабли ВВФ по остаткам вражеских войск. Межбазовые переходы выполняли 9, а плавание 8 судов обеспечивали 13 кораблей и катеров. Наступил конкретный перелом в ходе войны. В январе 1943 г. снята блокада Ленинграда. Завершалась великая битва под Сталинградом. Потерпели крах замыслы врага овладеть Кавказом. Войска Южного фронта вели бои на ростовском направлении, Юго-Западного – вышли на нижнее течение Дона и Северного Донца. В результате Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской наступательных операций достигнут крупный стратегический успех.

Оперативная сводка Совинформбюро

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

Оперативная сводка за 31 января

В последний час

НАШИ ВОЙСКА ЗАКОНЧИЛИ ЛИКВИДАЦИЮ ГРУППЫ НЕМЕЦКО — ФАШИСТСКИХ ВОЙСК, ОКРУЖЕННЫХ ЗАПАДНЕЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ СТАЛИНГРАДА

Войска ДОНСКОГО фронта в боях 27-31 января закончили ликвидацию группы немецко-фашистских войск, окружённых западнее центральной части Сталинграда.

В ходе боёв, а также показаниями захваченных в плен немецких генералов установлено, что к 23 ноября 1942 года под Сталинградом было окружено по меньшей мере 330 тысяч войск противника, если считать также тыловые, строительные и полицейские части, а не 220 тысяч, как сообщалось об этом ранее.

Как известно, немецкие войска, окружённые под Сталинградом, с 23 ноября по 10 января от нашего артиллерийского огня, систематических бомбардировок с воздуха, от атак наших наземных войск, а также от голода, морозов и болезней потеряли до 140 тысяч человек. Таким образом, к моменту генерального наступления наших войск — к 10 января 1943 года — окружённые под Сталинградом немецкие войска насчитывали вместе с частями усиления, строительной организацией Тодта, с полицейскими частями, армейскими и корпусными тылами — до 190.000 солдат и офицеров.

Этот расчёт подтвердил пленённый исполняющий должность генерал-квартирмейстера 6-й немецкой армии полковник фон Куловский, который показал, что к 10 января личный состав немецких войск, окружённых под Сталинградом, насчитывал вместе с тылами 195.000 человек.

В свете этих данных победа советских войск под Сталинградом приобретает ещё более крупное значение.

Количество пленных с 27 по 31 января увеличилось на 18.000 солдат и офицеров, а всего за время генерального наступления против окружённых частей противника наши войска захватили в плен 46.000 солдат и офицеров.

Сегодня нашими войсками взят в плен вместе со своим штабом командующий группой немецких войск под Сталинградом, состоящей из 6-й армии и 4-й танковой армии, — гедерал-фельдмаршал ПАУЛЮС и его начальник штаба генерал-лейтенант ШМИДТ.

Фельдмаршальское звание ПАУЛЮС получил несколько дней назад.

Кроме того, взяты в плен следующие генералы: 1) командир 14 танкового корпуса генерал-лейтенант ШЛЕММЕР, 2) командир 51 армейского корпуса генерал-лейтенант ЗЕЙДЛИТЦ, 3) командир 4-го армейского корпуса генерал-лейтенант артиллерии ПФЕФЕР, 4) командир 100-й лёгкой пехотной дивизии генерал-лейтенант САННЕ, 5) командир 29-й мотодивизии генерал-лейтенант ЛЕЙЗЕР, 6) командир 295 пехотной дивизии генерал-лейтенант КОРФЕС, 7) командир 297 пехотной дивизии генерал-майор МОРИЦ фон ДРЕБЕР, 8) командир 376 пехотной дивизии генерал-лейтенант фон ДАНИЭЛЬ, 9) командир 44 пехотной дивизии генерал-лейтенант ДЮБУА, 10) начальник артиллерии 4-го армейского корпуса генерал-майор ВОЛЬФ, 11) начальник артиллерии 51-го армейского корпуса генерал-майор УЛЬРИХ, 12) командир 20-й пехотной дивизии румын, бригадный генерал ДИМИТРИУ, 13) командир 1-й кавалерийской румынской дивизии генерал БРАТЕСКУ, 14) начальник санитарной службы 6-й армии генерал-лейтенант OTTO РИНОЛЬДИ.

Всего, следовательно, взято в плен 16 генералов.

Взяты также в плен исполняющий должность генерал-квартирмейстера полковник фон КУЛОВСКИЙ, командир 524 пехотного полка 297 пехотной дивизии полковник ВИЛЬГЕЛЬМ ПИККЕЛЬ, командир 297 артиллерийского полка полковник ГЕНРИХ ФОХТ, командир 132 пехотного полка 44 пехотной дивизии полковник ВЕГЕМАН, командир 29 мотопехотного полка БОЛЬЕ СИГУРТ, начальник штаба 4-го армейского корпуса полковник КРОММЕ, начальник штаба 295 пехотной дивизии полковник ДИССЕЛЬ, командир 91 полка 20 пехотной дивизии румын полковник ПОПЕСКУ и многие другие.

Кроме того, захвачены штабы 14 танкового корпуса, 3-й мотодивизии, 297, 376 немецких и 20 румынской пехотных дивизий, 44,83, 132, 297, 523, 524, 534, 535, 536 пехотных полков, 39 и 40 артиллерийских полков, 549 армейского полка связи и штаб армейского сапёрного батальона.

За время генерального наступления против окружённых частей противника с 10 по 30 января советскими войсками, по неполным данным, уничтожено более 100.000 немецких солдат и офицеров.

За это же время нашими войсками ВЗЯТЫ следующие трофеи; самолётов — 744, танков — 1.517, орудий — 6.523, миномётов — 1.421, пулемётов — 7.489, винтовок — 76.887, автомашин — 60.454, мотоциклов — 7.341, тягачей, тракторов и транспортёров — 470, парашютов — 5.700, радиостанций — 304, бронепоездов — 3, вагонов — 575, паровозов — 48, складов с боеприпасами и вооружением — 229 и большое количество другого военного имущества.

Утреннее сообщение 31 января

В течение ночи на 31 января войска Юго-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Воронежского, Волховского н Ленинградского фронтов веди наступательные бои на прежних направлениях.

Вечернее сообщение 31 января

31 января войска Закавказского фронта овладели районным центром и узловой железнодорожной станцией Белореченская, районными центрами Горячий Ключ и Рязанская.

Войска Северо-Кавказского, Воронежского, Юго-Западного, Южного, Ленинградского и Волховского фронтов продолжали наступательные бои на прежних направлениях.

За истекшую неделю, с 24 по 30 января включительно, в воздушных боях и на аэродромах противника уничтожен 141 немецкий самолёт. Наши потери за это же время 93 самолёта.

30 января частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено более 1200 немецких автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 8 артиллерийских батарей, разбит железнодорожный эшелон, взорвано два склада боеприпасов, рассеяно и частью уничтожено до двух батальонов пехоты противника.

31 января 1943 года — О чём писала газета Völkischer Beobachter

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

«Абвер, СС, Вермахт, Geheime Feldpolizei и СД начали операцию по спасению заблокированных на окраинах Сталинаграда защитников.

Фюрер уже выступил с обращением, назвав действия 6-й армии «стратегическим шагом» и подчеркнув, что сыны арийской расы нужны Германии живыми» и так далее.

До удивления точно это совпадает с вчерашним заявлением Клоуна, не находите?

31 января 1943. Британские и американские СМИ создают параллельную реальность для своих читателей

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

31 января Совинформбюро удивилось намеренной информационной дезинформации от лондонского агентства АФИ и американской «Нью-Йорк таймс». Французский врет, как очевидец.

Агентство АФИ передало статью известного французского журналиста Пертинакса. Автор статьи утверждает, что «в настоящее время происходит широкая перегруппировка германских сил. По мнению военного обозревателя, «Нью-Йорк таймс», с Восточного фронта уже оттянуто 50 немецких дивизий».

Утверждение Пертинакса и военного обозревателя из «Нью-Йорк тайме» о переброске немецких дивизий с советско-германского фронта находится в вопиющем противоречии с действительностью.

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

В последнее время немецкое командование в связи с наступлением Красной Армии и поражением немецких войск на советско-германском фронте действительно производит перегруппировку своих войск. Однако немецкие дивизии направляются не с Востока на Запад, а с Запада на Восток. В дополнение к ранее переброшенным войскам на советско-германский фронт немецкое командование с конца ноября месяца 1942 года, то есть со времени перехода советских войск в наступление, спешно перебросило на Восток ещё ряд дивизий.

Начиная с конца ноября месяца 1942 года немецкое командование перебросило на советско-германский фронт 19 пехотных и 3 танковые дивизии, в том числе 11 дивизий были переброшены из Франции, Бельгии и Норвегии, а остальные — из Германии. Вот номера этих немецких дивизий: 1, 3, 6, 7, 8, 9 и 10 авиаполевые, 6, 7 и 27 танковые, 69, 161, 302, 304, 306, 920, 921, 337, 401, 404, 406 и 708 пехотные дивизии.

Кроме того, по имеющимся достоверным данным, сейчас находятся в пути с Запада на советско-немецкий фронт ещё 9 немецких дивизий, в том числе три танковые дивизии.

Таким образом, гитлеровское командование не только не оттянуло с советско-германского фронта ни одной дивизии, а напротив, перебросило и перебрасывает на советско-немецкий фронт 31 дивизию. По вполне понятным причинам гитлеровцы тщательно скрывают факт переброски своих войск с Запада на Восток. Тем не менее это обстоятельство ныне широко известно.

Достойно удивления, что агентство АФИ и обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» выступают с утверждениями, не имеющими ничего общего с действительностью.

31 января 1943. Как брали в плен фельдмаршала Паулюса

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

Еще 30 января 38-я мотострелковая бригада и 329-й инженерный батальон с боями вышли к центру Сталинграда в районе площади Павших борцов. Пленные показали, что в подвалах полуразрушенного здания центрального универмага находится штаб командующего немецкой 6-й армией Паулюса. Наши бойцы блокировали все подходы к универмагу. 31 января день в 7.00 утра из подвала, размахивая белым флагом, вышел немецкий офицер. Он заявил, что немцы готовы вести переговоры о капитуляции с представителями советского командования. Для подготовки этой процедуры в немецкий штаб отправился начальник оперативного отделения штаба 38-й бригады старший лейтенант Ильченко с небольшой группой. Увиденное он описал потом так:

Фельдмаршал лежал на железной койке без мундира, в одной рубашке. На столе горел огарок свечи, освещая аккордеон, лежащий на кушетке. Паулюс не поздоровался, но поднялся и сел. У него был вид больного, измученного человека, лицо подергивалось в нервном тике. Выслушав сообщение своего начштаба о требованиях советских офицеров, Паулюс устало кивнул головой.

Старший лейтенант не мог принять капитуляцию фельдмаршала. Договорились о временном прекращении огня, после чего Ильченко связался по телефону с командиром 38-й мотострелковой бригады полковником Иваном Бурмаковым, а тот — с командующим 64-й армии генералом Михаилом Шумиловым. Брать Паулса поехал начштаба 64-й армии генерал-майор в Иван Андреевич Ласкин:

Стрельбы на нашем участке не было. Около универмага путь нам преградили несколько немецких автоматчиков с оружием наизготовку. Охрана штаба. Рослые, хмурые солдаты. Выйдя вперед, я отстранил с тропки двух из них и спросил, как пройти в штаб. Жестами они показали на вход в подвал.

Спустившись по каменной лестнице, мы оказались в полуподвальном темном помещении. Окна были заложены мешками с песком. Здесь были люди. Нас немцы в темноте не опознали. Вытянув вперед руки, мы пошли вдоль стены вглубь наугад. Однажды я чертыхнулся и, видимо, слишком громко, потому что комбат – он шел впереди – вдруг остановился и зашептал:

– Товарищ генерал, тише, кругом фашисты. Наткнулись на дверь в стене. Я приказал открыть. За дверью была большая комната.

В большой комнате было полутемно… Смрад. Хаос – разбросаны чемоданы, каски, какие-то вещи. За столами сидели и стояли несколько военных в форме командного состава. Офицеры и генералы. Они о чем-то разговаривали между собой. Вдоль стен на грязном полу сидели десятка полтора солдат с телефонными аппаратами.

Я громко скомандовал по-русски:

– Встать! Руки вверх!

Все повернулись к нам, но команду выполнили немногие. Я повторил ее более резко. Мои спутники показали ее движением автоматов. На этот раз поднялись все немцы.

Я объявил всех пленными и подошел к столу. Один из военных, стоявших с поднятыми руками, сказал, что он – генерал-лейтенант Шмидт, начальник штаба 6-й армии, и может вести переговоры о капитуляции только с официальным представителем Рокоссовского. Я назвал свою должность, воинское звание, фамилию и сказал, что являюсь официальным представителем и уполномочен вести такие переговоры и принять капитуляцию немецких войск.

Шмидт сообщил, что здесь находится генерал-майор Росске, командующий южной группой войск. Росске представился четко, по-военному. За ним представились другие военные.

Тут к нам подошли полковник Лукин и подполковник Мутовин, которые отправились к немцам ранее. Они доложили, что их группа, а также подполковник Винокур и старший лейтенант Ильченко, который первым пошел в немецкий штаб, уже пытались вести предварительные переговоры о капитуляции, но немцы настаивают на представителе с нашей стороны на уровне генерала. Никто из наших офицеров не был допущен и к Паулюсу. Я шутя заметил, что один вопрос уже решен – генерал есть…

…Шмидт доложил: фельдмаршал просит предоставить ему 20 минут, чтобы привести себя в порядок, вести переговоры он поручает генералам Шмидту и Росске. Мы удовлетворили эту просьбу… Мы предъявили противнику ультимативные требования… Немцы приняли полностью все наши требования… Истекли 20 минут. Паулюса не было. Вторично направили к нему Шмидта. Тот сообщил: Паулюс просит еще 20 минут. Эта просьба вызвала у нас недоумение, мы её отклонили. Решили идти к Паулюсу сами. Я пошел первым. В большой комнате, освещенной естественным светом из незаложенного окна, заложив руки за спину, туда-сюда ходил военный. Это и был Паулюс.

… Я назвал себя, объявил его пленником, потребовал сдать личное оружие. Паулюс подошел крупным шагом, приветствовал меня поднятием правой руки, представился. Заявил на плохом русском языке, что он, генерал-фельдмаршал германской армии, сдается в плен Красной армии. Сообщил, что в фельдмаршалы произведен вчера, новой формы не имеет. Добавил с горечью, что теперь она вряд ли понадобится.

Я предъявил наши ультимативные требования о капитуляции, потребовал отдать такой приказ войскам северной группы, а также сообщить, какие последние указания давал Гитлер 6-й армии и войскам группы «Дон».

Паулюс ответил, что его армия рассечена на две изолированные группировки. С северной группой связи нет, у нее свой командующий генерал-лейтенант Штреккер. Южной командует генерал-майор Росске. Вопрос о капитуляции должен решаться с командующим каждой группы войск в отдельности. В последних распоряжениях фюрер требовал продолжать сопротивление и ждать подхода группы Манштейна.

Паулюс обратился с просьбой, чтобы пленным генералам и офицерам оставили их форму, личное холодное оружие и разместили отдельно от солдат. Я заявил, что рассмотрим этот вопрос позднее.

На этом первый разговор с Паулюсом был закончен. Ему и генералу Шмидту было предложено следовать за нами. Когда мы выбрались из подвала во внутренний двор универмага, то увидели, что наши бойцы уже обезоружили охрану немецкого штаба. Двор был заполнен нашими бойцами. Они ликовали, бросали вверх шапки, кричали «ура».

– На нашей эмке мы повезли его в штаб 64-й армии, в село Бекетовка. В первой машине Паулюс ехать не захотел – кругом было много мин. Тогда впереди пошла полуторка, в нее посадили пленного генерала Шмидта. Потом уже следовала легковая машина, где были я и Паулюс…

По дороге красноармейцы конвоировали группы пленных немцев. Еще совсем недавно завоеватели, бравые вояки, сейчас они имели жалкий вид сброда. Я приказал водителю замедлить ход возле одной такой группы. Видя печальное зрелище, которое представляла его бывшая армия, Паулюс горестно поник головой:

– Это ужасно…

В полдень мы были в Бекетовке, возле домика, где размещался штаб армии. В штабе я доложил командарму генерал-лейтенанту Шумилову, что боевое задание по принятию капитуляции южной группировки немецких войск и пленению командующего немецкой 6-й армии выполнено.

Войдя в комнату, Паулюс вскинул в приветствии правую руку вперед и вверх и по-русски доложил:

– Фельдмаршал германской армии Паулюс сдался Красной армии в плен.

Генерал Шумилов потребовал предъявить документы, удостоверяющие его личность. Паулюс ответил, что может предъявить только свою солдатскую книжку. Приказ фюрера о производстве его в фельдмаршалы он получил лишь накануне по радио. Шмидт подтвердил этот факт.

Генерал Шумилов сообщил Паулюсу и Шмидту, что советское командование гарантирует им жизнь, личную безопасность, а также сохранность мундира и орденов.

Состоялась официальная беседа с пленными. О содержании ее было доложено командующему Донским фронтом генерал-полковнику Рокоссовскому. Тот приказал накормить пленного фельдмаршала, а затем отправить в штаб фронта.

Паулюса, Шмидта и адъютанта полковника Адама мы пригласили на обед. За столом немцы вели себя по разному. Паулюс пил и ел с осторожностью и немного. Шмидт не притронулся к своему бокалу и почти ничего не ел. Выглядел он как-то затравленно, за все время обеда не проронил ни слова. Полной противоположностью им был полковник Адам. Он был развязен и не ограничивал себя ни в чем – ни в выпивке, ни в еде.

После обеда все трое были отправлены в штаб Донского фронта.

Источник >>>

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

31 января 1943 года. Шёл 589 день Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *