В конце 1919 года, психолог Джон Уотсон решил доказать что предметом психологии является поведение, а не психика человека. То есть подтвердить наличие связи между внешними факторами и формированием психологических привычек.
Для эксперимента выбрали 11-месячного младенца «Альберта Б.». Он был нормально развитым ребенком, флегматичным, а главное — доступным для исследований: его мать работала нянькой в местном приюте для детей-инвалидов.
Сначала экспериментаторы проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, разнообразные маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ни один из этих предметов не выявил страха у малыша. Затем, Уотсон начал формировать рефлекс страха, пугая ребенка во время показа предметов и животных. Сработало — в итоге, ребенок даже в нейтральной обстановке начал сторониться крыс и даже плакать. Причем страх распространился и на кроликов, собак и другие побочные но напоминающие о негативном опыте вещи.
Правда в долгосрочной перспективе, коллеги эксперимент Уотсона не оценили. Не потому что он был жестоким. Просто потому, что дальнейшая судьба Альберта была неизвестной — оказалось невозможным проверить сохранился ли хоть какой-то из страхов во взрослом возрасте.