В Москве 3 января 1993 года президенты Российской Федерации Борис Ельцин и США Джордж Буш-старший подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ-2. Американский лидер прибыл в Россию с официальным визитом за несколько недель до истечения срока своих президентских полномочий.
При подписании стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 от 1991 года и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия — ДНЯО, в качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 года числа ядерных боеголовок у России и США до 3 500 единиц.
Договор был ратифицирован Конгрессом США в январе 1996 года. В России ситуация была сложнее. Верховный Совет России 12-13 января 1993 года провел слушания по СНВ-2. Комитет по безопасности вооруженных сил России 12 февраля 1993 года издал постановление, в котором проблема ратификации СНВ-2 была увязана с рядом дополнительных условий, 21 июня 1995 года он был внесен на ратификацию в Федеральное Собрание России.
Слушания комитета по обороне Государственной Думы прошли 18 июля 1995 года. С докладом выступил первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Владимир Журбенко, отметивший, что на развитие стратегических ядерных сил России в рамках Договора СНВ-2 ежегодно требуется 5-6 триллионов рублей в ценах 1995 года, не считая средств на утилизацию устаревшего вооружения и строительства ядерных систем нового поколения.
Это стало ключевым аргументом против ратификации СНВ-2. В августе 1995 года в Государственной Думе прошли слушания по вопросу о ратификации СНВ-2. В ходе слушаний был выявлен ряд невыгодных для России условий договора. В марте 1996 года Государственная Дума второго созыва отказалась рассматривать вопрос о ратификации СНВ-2.
Процесс ратификации затянулся до 2000 года. Российский депутатский корпус не соглашался утвердить договор, официально ввиду отсутствия средств на реализацию обязательства по замене разделяющихся головных частей российских ракет моноблочными боеголовками.
На самом деле, позиция депутатов была связана с начавшимся к тому времени обострением российско-американских разногласий из-за вмешательства стран НАТО в Боснии и планов расширения НАТО на восток, в которых Москва усматривала угрозу для российских интересов. Правительство России в целом увязывало ратификацию договора СНВ-II с сохранением договора по ПРО, с чем было не согласно американское правительство.
В 2002 году американская администрация объявила о намерении выйти из Договора по ПРО. В качестве ответного шага Россия вышла из Договора СНВ-II. Несмотря на расторжение договора СНВ-II, США в одностороннем порядке демонтировали свои МБР типа MX, оснащенные разделяющимися головными частями индивидуального наведения.