Ту-144 — сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный конструкторским бюро Туполева в 1960-е годы. Является первым полетевшим и одним из двух в мире, наряду с «Конкордом», типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались для коммерческих перевозок. Первый полет совершил 31 декабря 1968 года. В новом самолете во многом были использованы самые передовые на то время научно-технические решения.
Представляет собой низкоплан, выполненный по схеме бесхвостка, с четырьмя маршевыми двухконтурными турбореактивными двигателями в нижней части фюзеляжа и вспомогательной силовой установкой. Носовая часть фюзеляжа выполнена отклоняемой на взлете и посадке. Шасси трехопорное, с выпускаемой предохранительной хвостовой пятой. С целью повышения надежности применялось четырехкратное резервирование всех основных систем самолета: электрической, гидравлической и системы управления полетом.
Также самолет не имел таких элементов конструкции крыла, как закрылки и предкрылки, но имел убираемое в полете переднее горизонтальное оперение. При переходе на сверхзвуковой режим осуществлялась сложная процедура перекачки топлива в задний центровочный бак для компенсации смещения центра давления воздуха и возникновения момента на пикирование. Высокие температурные нагрузки породили необходимость использования не использующихся в обычной авиации материалов.
Специально для самолета был разработан двухконтурный турбореактивный двигатель. Планер Ту-144 выполнен из теплостойкого алюминиевого сплава. Носовая часть фюзеляжа посредством электропривода отклоняется при взлете и при посадке, освобождая при этом переднее остекление кабины пилотов, что обеспечивало нормальный обзор вперед. В соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации, были запрещены полеты: ночью, в условиях обледенения, взлет с мокрой ВПП.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА «ТУ-144»
Габариты
Длина — 65,695 м
Размах крыла — 28,00 м
Площадь крыла — 503,00 м² (вместе с ПГО)
Высота — 12,50 м
Диаметр фюзеляжа — 3,3 м
Стреловидность крыла — 57°
Продольная база шасси — 19,63 м
Ширина колеи — 6,05 м
Радиус разворота — 48 м
Масса
Максимальная взлетная — 195000 кг
Нормальная взлетная — 180000 кг
Максимальная посадочная — 120000 кг
Расход топлива — 39 т/час (макс.)
Летные данные
Крейсерская дозвуковая скорость — М=0,85
Крейсерская сверхзвуковая скорость — М=2,00
Скорость отрыва — 360 км/ч (при весе 180 тонн)
Посадочная скорость (на глиссаде) — 300 км/час
Скорость касания — 290 км/ч
Максимальное эксплуатационное число — 2,10 (на высоте 16 км) М
Максимально допустимое число — 2,15 М
Максимально допустимая перегрузка — 2,3 (при весе до 180 тонн)
Эксплуатационная перегрузка — 0,2
Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой — 3100 км
Высота полета на крейсерском сверхзвуковом режиме — 15000 м
Потолок — 19000 м
Экипаж, человек — 4
Двигатели — 4 ТРДДФ НК-144А
Тяга (взлетная) — 4х17500 кгс
С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д под названием Ту-144ЛЛ — «Летающая лаборатория», использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолета.
На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32-1 в связи с отсутствием пригодных к эксплуатации НК-144 или РД-36-51, разнообразные датчики и испытательная записывающая аппаратура. В полу 1-го салона была организована шахта аварийного покидания самолета вниз, через грузовой люк. Из-за более мощных двигателей хвост был дополнительно обшит пластинами из нержавеющей стали. После завершения полетов двигатели и записывающая аппаратура были демонтированы.
23 мая 1978 года Произошло Второе крушение Ту-144. Впоследствии Ту-144 использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. По словам летчиков, нештатные ситуации происходили практически в каждом полете.
С ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Рейсы выполняли только два самолета — № 77109 и № 77110. Летчики «Аэрофлота» летали только в качестве вторых пилотов, командирами же экипажа всегда были летчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет в самолет стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолет билет в Алма-Ату стоил 48 рублей.
26 декабря 1975 года свой первый коммерческий рейс самолет совершил на маршруте Москва — Алма-Ата, где перевез почту и посылки.
3 июня 1973 года Ту-144 разбился во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже. Точные причины аварии до сих пор неизвестны. Погибли все шесть членов экипажа: Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель М. В. Козлов, лётчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин и 8 человек на земле.
Тремя годами позже он произвел невероятное впечатление на организаторов и гостей Международной авиационной выставки в Париже. Для демонстрации возможностей «советской птицы» разработчики отправили самолет из Москвы в 9 часов утра и в это же время — в 9 часов утра — он приземлился в столице Болгарии. Разница во времени с Софией составляла 1 час.
25 мая 1970 года самолёт преодолел 2 Маха на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч.
5 июня 1969 года на высоте 11000 метров Ту-144 развил скорость выше звуковой.
31 декабря 1968 года Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 совершил первый испытательный полет. Выполнил его летчик-испытатель Эдуард Елян.
11 декабря 1967 года «Конкорд» был впервые представлен публике, после чего ЦК КПСС было подписано предписание поднять Ту-144 в воздух до конца 1968 года.
16 июля 1963 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании ОКБ А. Н. Туполева СПС Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолётов».