К работе над парашютом Котельников приступил после того, как стал свидетелем первой авиационной катастрофы в российской истории – гибели авиатора Льва Мациевича во время Всероссийского праздника воздухоплавания 7 октября 1910 года. Парашюты существовали и до работы Котельникова, но они не укладывались в ранец, а привешивались к самолету или аэростату снаружи.
Первые испытания своей модели Котельников провел на даче в Стрельне, затем испытывал ее в Новгороде, где жил помогавший ему брат Борис. Братья закрепляли манекен с парашютом на воздушном змее и запускали его в воздух. Зажженный трут пережигал веревку, закреплявшую манекен, и тот спускался на землю на парашюте. В августе 1911 года Котельников подал заявку в Главное инженерное управление, однако не нашел там поддержки. Тогда Котельников подал заявку на патент во Франции и получил его 20 марта 1912 года.