Шестой Вселенский собор
7 ноября 680 года начался Шестой Вселенский собор или, как его ещё называют, Третий Константинопольский собор. Он закончился 16 сентября 681 года и стал самым продолжительным из всех.
Когда смотришь на историю соборов свежим взглядом человека из XXI века, то поневоле поражаешься предметам споров, из-за которых люди часто переходили от аргументов к кулакам (я уже писал о «монахах быстрого реагирования» Сына Поста, которые ломали пальцы участникам одного из соборов). За вопросы о количестве и качестве природы Христа люди воевали, шли на казнь и отправляли на казнь.
Однако более вдумчивый анализ этих, казалось бы, сугубо теологических споров, показывает, что за ними всегда стояли классовые и сословные интересы.
Так, главным решением интересующего нас собора было осуждение доктрины монофелитства. Согласно этой доктрине у Христа две природы — земная и божественная, но одна воля, которая движет земной, человеческой природой Христа. Их противники же утверждали, что человеческая воля управляется волей божественной.
В 648 году император Констант по совету константинопольского патриарха Павла издает декрет «Типос» , который отменяет любые преследования за различные толкования вопроса воли Христа. Император попытался утвердить свою власть и пресечь религиозные распри, которые раскалывали империю. Для тех, кто упорствовал, император приготовил наказания в виде кнута, лишения сана и самого страшного — лишения права владения церковным имуществом.
Церковные иерархи, пользуясь спорами о воле Христа, оспаривали в свою очередь власть императора. Самым известным оппозиционером стали Максим Исповедник и папа Мартин, которых предали анафеме и отправили в ссылку (папа Мартин умер в Херсонесе).
Однако сопротивление церкви грозило принять вид партизанской войны. И тогда новый император Константин Погонат принял решение разрешить интересующий нас собор, который принял следующее решение:
«Проповедуем, также, по учению святых отцов, что в Нём и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположны (одно другому), как говорили нечестивые еретики, но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует или подчиняется Его божественному и всемощному хотению»
Теперь вновь началась гонка по обвинению друг друга в ереси, которая подчас переходила в войны. В них с удовольствием принимали участие землевладельцы и различные «создатели императоров». Великая империя слабела.
Глеб Таргонский