ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ № 308
4 ноября 1942 г.
В течение 3.11 войска Сталинградского фронта, удерживая занимаемые позиции, частью сил продолжали отражать атаки пехоты и танков противника в районах заводов Баррикады и Красный Октябрь; другой частью сил вели безуспешные наступательные бои в районе Купоросное. На Закавказском фронте в течение 3.11 войска Северной группы частью сил продолжали вести упорные оборонительные бои с противником в районах западнее Орджоникикдзе. Войска Черноморской группы частью сил отбили контратаку противника в районе Перевальный и закреплялись на занимаемых рубежах. На других фронтах наши войска продолжали занимать прежние позиции и в ряде пунктов вели бои местного значения.
1. Войска Карельского фронта занимали прежние позиции и на отдельных участках вели разведку.
2. 7-я отдельная армия занимала прежнее положение.
3. Войска Ленинградского фронта, оставаясь на прежних позициях, укрепляли их и вели разведку. 67-я армия. Отряд 46 сд, занимающий плацдарм на восточном берегу р. Нева в районе Московская Дубровка, частью сил 3.11 отбил две атаки противника. Захвачено в плен 3 немца, принадлежащих 399 пп 170 пд.
4. Войска Волховского фронта в течение 3.11 продолжали оборонять ранее занимаемые позиции, укрепляли их, вели разведку и артогнем подавляли выявленные огневые точки и уничтожали живую силу противника.
5. Войска Северо-Западного фронта, занимая прежние позиции, частью сил вели бои по уничтожению противника в районе Стрелицы. 11-я армия частью сил 384 сд и 127 сбр с 12.00 3.11 вела наступательный бой по уничтожению противника, ранее вклинившегося в боевые порядки подразделений 370 сд в районе кустов (1-1,5 км юго-вост. Стрелицы) и, преодолевая сильное огневое сопротивление противника, незначительно продвинулась в южном направлении. Части 370 и 384 сд с 18.00 3.11 отражали атаки противника силою до батальона пехоты с 8 танками из района Симаново. Все атаки противника огнем наших частей были отбиты с большими для него потерями. 133 сбр 3.11 отбила несколько атак противника силою свыше батальона пехоты из района сар.(1,5 км сев.-зап. Дедно). Остальные армии фронта обороняли занимаемые позиции, вели разведку и артогнем подавляли огневые точки и уничтожали живую силу противника.
6. Войска Калининского фронта в течение 3.11 удерживали прежние позиции, совершенствовали их в инженерном отношении и вели разведку. Войсками фронта за 3.11 уничтожено 126 солдат и офицеров противника, из них огнем снайперов 54 человека.
7. Войска Западного фронта обороняли занимаемые позиции, совершенствовали оборонительные сооружения и вели ружейно-пулеметную и артминометную перестрелку. Противник активности не проявлял, ограничиваясь ведением редкого артминометного огня по расположениям наших частей и безуспешной разведкой на фронте 5, 10 и 16-й армий. Снайперами 49-й и 10-й армий за 2-3.11 уничтожено 330 солдат и офицеров противника.
8. Войска Брянского фронта продолжали оборонять занимаемые позиции, укрепляли их, вели разведку и артминометным огнем уничтожали живую силу и подавляли огневые точки противника. 13-я армия. 307 сд снайперской группой в составе 179 человек за 3.11 уничтожила 108 солдат и офицеров.
9. Войска Воронежского фронта продолжали занимать и укреплять прежние позиции и вели разведку. 60-я армия занимала прежнее положение. На участке 232 сд противник силою до батальона пехоты с двумя танками в 09.00 3.11 перешел в атаку из сада (500 м вост. Губарево) в направлении кам. (2 км вост. Губарево). Огнем артиллерии и минометов РС атака противника к исходу дня была отбита с большими для него потерями. 107 сд, передав полосу обороны частям 303 сд, к исходу 3.11 сосредоточилась в районе отм. 158,0 (4 км сев. Учхоз).
10. Войска Юго-Западного фронта в течение 3.11 обороняли прежние позиции, укрепляли их и вели разведку. 63-я армия занимала прежнее положение. 21-я армия. 63 сд сменила части 278 сд и заняла оборону по северному берегу р. Дон на участке 2 км юго-восточнее Бобровский-2, (иск.) Базковский, (иск.) Распопинская, (иск.) Староклетский (10 км сев.-зап. Клетская).
11. Войска Донского фронта продолжали занимать и укреплять прежние позиции и вели разведку. 24-я армия. 273 сд, занимая прежние позиции, штурмовой группой в 05.00 3.11 захватила 5 блиндажей, 1 танк (вкопанный в землю) противника в районе Пр. (5 км юго-вост. Котлубань). Огнем артиллерии разрушено 9 мДЗОТ, подбито 1 орудие и уничтожено до 70 солдат и офицеров противника.
12. Сталинградский фронт. Батальон 300 сд из района Латашанка с боем отошел за линию ж. д. ипродолжал вести бой в районе пристани Низководная.62-я армия в течение дня 3.11 удерживала прежние рубежи обороны иотражала атаки противника.Части Северной группы, оставаясь на занимаемых позициях, 3.11отбили две атаки противника. 138 сд отразила атаку до роты пехотыпротивника в направлении Деревенск и до батальона пехоты с танками сюго-восточного угла завода Баррикады на Таймырск. 95 сд отбила атакупротивника силою до батальона пехоты вдоль улицы Стальная. 39 гв. Сдотразила атаку батальона пехоты противника в районе завода КрасныйОктябрь. Положение остальных частей армии оставалось без изменений.64-я армия правофланговыми частями с 06.00 3.11 веланаступательные бои с противником в районе Купоросная Балка.Части 96, 97 сбр 7 ск вели наступательные бои с целью овладенияКупоросная Балка и рощей «Квадратная» (2 км зап. Купоросная Балка), но,встретив сильное огневое сопротивление противника, успеха не имели.Остальные части армии занимали прежнее положение.57, 51 и 28-я армии занимали прежнее положение и вели разведку.
13. Закавказский фронт. А. Северная группа войск. Части 4 гв. кк, после двухдневныхожесточенных боев с противником за овладение Ачикулак, в ходе которыхпонесли большие потери, отошли в район кург. Берлы (30 км сев.-вост.Ачикулак), кург. Таган, кург. Под.44-я армия занимала и укрепляла прежние позиции.9-я армия продолжала удерживать занимаемые позиции.Подразделения 337 сд, перейдя в наступление, к 07.30 3.11 овладелибезым. выс. 1,5 км западнее выс. 402 (6,5 км северо-западнее Малгобек).Подразделения 89 сд вели бой по уничтожению группы противника силою дороты автоматчиков с 2 танками, вклинившейся в оборону наших войск врайоне 2 км юго-западнее выс. 402.Наши части, действующие на орджоникидзевском направлении, впервой половине дня 3.11 вели оборонительные бои с противником нарубеже Карджин, Кирово, Нарт, Фиагдон, восточнее Гизель, Дзуарикау,Бирагзанг. По докладу командующего Северной группой к утру 3.11Архонская, Фиагдон, Рассвет, Кирово были заняты нашими войсками. Врайоне Гизель отмечалось до 140 танков противника.37-я армия к исходу 2.11 занимала оборону на рубеже: 2 гв. Сдприкрывала Балкарское ущелье в районе Бабугент и занимала оборону на г.М. Гумады; 392 сд, прикрывая Чегемское и Баксанское ущелья, занималаоборону на рубеже Ниж. Чегем, Лашкута; 295 сд прикрывала долину р. Хоуна рубеже г. Издара, г. Корпора, не имея соприкосновения с противником.58-я армия занимала прежнее положение.В положении остальных частей группы существенных изменений непроизошло.Б. 46-я армия активных боевых действий не вела и продолжалазанимать прежние позиции.В. Черноморская группа войск. 18-я армия. Части 383 сд утром 3.11отбили атаку противника силою до полка пехоты, наступавшего наПеревальный. Захвачены пленные, принадлежащие 42 пп 46 пд, ранеедействовавшей в направлении Рожет.Наши части закреплялись на рубеже выс. 601,7, Перевальный, хут.Пелика, Гойтх и продолжали уничтожать оставшиеся группы противника врайоне г. Семашхо.56-я армия, оставаясь на занимаемых позициях, частью сил 395 сд и 83сбр с утра 3.11 вела бой за Киркорова, но, встретив сильное огневоесопротивление противника, успеха не имела.47-я армия занимала прежнее положение.
14. По данным штаба ВВС Красной Армии, ВВС фронтов и авиация воздушных армий в течение 3.11, ввиду неблагоприятных метеоусловий, вели ограниченные боевые действия по уничтожению живой силы и боевой техники противника в районах Марки, Гвоздевка, Вертячий, Бол. Россошка, 3 км северо-западнее Рынок, в северной части гор. Сталинград; бомбили жд станции и перегоны на участках Обливская – Новомаксимовский, Садовая – Карповская и аэродромы противника Курск, Майкоп, Краснодар, Минеральные Воды, Невинномысск, Солдатская, Прохладный; вели разведку войск противника и прикрывали свои войска на поле боя. Произведено 671 самолето-вылет, из них: по войскам и объектам противника 579, на прикрытие своих войск 62 и на разведку войск противника 30. На аэродромах уничтожено 13 и повреждено 9 самолетов противника. Наши потери – 1 самолет и не вернулся на свой аэродром 1 самолет. По дополнительным данным ВВС ВМФ, авиация 4-й, 5-й воздушных армий и авиация Донского и Сталинградского фронтов за 2.11 произвели по войскам и объектам противника 579 самолето-вылетов. В воздушных боях сбито 14 самолетов и уничтожено на аэродроме 14 самолетов противника. Наши потери – 5 и не вернулись на свои аэродромы 6 самолетов.
И.О. заместителя начальника Оперативного управления Генерального штаба Красной Армии генерал-майор ТЕТЕШКИН
Начальник информационного отдела Оперативного управления Генерального штаба Красной Армии генерал-майор ПЛАТОНОВ
ЦАМО. Ф. 28(16). Оп. 1072. Д. 481к. Л. 24-30. Подлинник.
Оперативная Сводка Совинформбюро
Утреннее сообщение 4 ноября
В течение ночи на 4 ноября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и юго-восточнее Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.
Вечернее сообщение 4 ноября
B течение 4 ноября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и юго-восточнее Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.
За 3 ноября нашей авиацией на различных участках фронта уничтожено до 40 немецких автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 6 артиллерийских батарей и 10 зенитно-пулемётных точек, разбит железнодорожный состав, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.
4 ноября 1942. Немцы получили сообщения о готовящемся ударе РККА под Ржевом
4 ноября немцы получили от одного из своих агентов под псевдонимом «Макс» сообщение, о том, что РККА в район Ржева перебрасывает крупные силы. Радиограмма, создавала впечатление, что именно там советские войска начнут крупное наступление. Агент также передал, что командующим назначен генерал армии Георгий Жуков. В мемуарах Судоплатова сообщение выглядит так:
4 ноября под председательством Сталина в Москве состоялся военный совет, на котором присутствовали 12 маршалов и генералов. Совет зафиксировал следующие базовые принципы:
а) операции должны проводиться осторожно во избежание крупных потерь;
б) потеря территории не важна;
в) жизненно важно вовремя спасти промышленные и инженерные сооружения, эвакуировав их, что объясняет выпущенные приказы о переброске нефтеперегонных и машиностроительных заводов из Грозного и Махачкалы в Новый Баку, Орск и Ташкент;
г) полагаться лишь на себя, не рассчитывать на помощь союзников;
д) принять строгие меры по предотвращению дезертирства, либо лучшей пропагандой и питанием, либо заградотрядами и строгим наблюдением ГПУ;
е) все планируемые наступательные операции осуществить, если возможно, до 15 ноября, насколько позволяет погода.
Это, в первую очередь, от Грозного в направлении Моздока; у Нижнего Мамона и Верхнего Мамона в бассейне Дона и у Воронежа; у Ржева; к югу от озера Ильмень и под Ленинградом.
Следует выделить из резерва необходимые войска и доставить их на передовую.
Это история, одна из загадок Великой Отечественной. Часть специалистов не верит воспоминаниям Судоплатова (считая, что они дописаны или сильно отредактированы в этой части), полагают, что Жукова, перед наступлением под Ржевом, не подставляли таким образом. Но главное, что агент «Макс», это не участник операции «Монастырь », а белоэмигрант Лонгин Ира , из так называемого «Бюро Клатта», которое поставляло Абверу заведомо ложные данные под видом сообщений разведсети в СССР.
Долгое время, официально версией было, что советская разведка через агента «Гейне»-«Фламинго»-«Макса», заброшенного к немцам в рамках операции «Монастырь», а потом переправленного немцами обратно, дезинформировала немцев.
Главным исполнителем операции назывался Александр Демьянов, выдающийся разведчик. 17 марта 1942 он, под псевдонимом «Гейне», перешел линию фронта и сдался немцам. Его жестко допрашивали, даже инсценировали расстрел, но он все выдержал. «Гейне» рассказал о монархической антисоветской организации «Престол» и попросил у Германии помощи. Немецкое командование решило перебросить Демьянова обратно в СССР. 15 мая 1942 года «Гейне» сбросили с парашютом под Ярославлем, откуда он прибыл в Москву. Через некоторое агент совершил первый сеанс радиосвязи с немецкой разведкой. По разработанной Павлом Судоплатовым легенде, а он вел эту операцию, Демьянов получил должность младшего офицера связи в Генштабе Красной Армии. Доверие к «Гейне» у немцев было очень большим, 18 декабря 1942 он даже будет награжден немецким «Железным крестом».
Но как бы там ни было, ложные донесения русских сыграли свою роль, силы, которые немцы держали под Ржевом, отчетливо показываю ожидания командования вермахта. Эти части могли быть и под Сталинградом. Операция «Уран» была почти готова.
Тришкин кафтан: версия Фридриха Паулюса
Восемьдесят лет назад, в начале ноября 1942 г. немецкая 6-я армия готовилась к штурму последних очагов сопротивления советских войск в Сталинграде. Наиболее крупным из них был комплекс заводов и фабрик в районе петли железной дороги («теннисная ракетка»). Иногда этот район проходит как «химический завод «Лазурь».
Район был «крепким орешком». Ж.д. петля с насыпью была своего рода естественным крепостным валом, к тому же на путях было множество оставшихся в городе вагонов разной степени убитости.
Откуда взять резервы? Было три варианта:
- изъять из города 305-ю пд, сменить ей 29-ю мотодивизию и кинуть последнюю в горнило уличных боев;
- ничего не изымать, а кинуть в бой 29-ю мд частично, два мотополка;
- получить из группы армий четыре саперных батальона, изъятых из соединений на пассивных участках.
В итоге Паулюс со штабом остановился на последнем варианте. Батальонов в конце-концов получили пять. Численность 400-500 человек каждый, но для штурмовых действий в городе вариант подходящий — у них огнеметы, взрывчатка, боевой опыт.
По своей специальности саперы должны были расчистить минные поля, а потом пробить проходы через железнодорожные насыпи с выгоревшими и покореженными вагонами.
В Сталинград также спешили «дроны-камикадзе» обр. 1942 г. — управляемые танкетки «Голиаф». Они должны были подрывать превращенные в узлы сопротивления здания.
Паулюс по состоянию на ноябрь уже загнал и спалил в Сталинграде ценнейшие подвижные соединения.
Однако в случае успеха последнего натиска на Сталинград 6-я армия еще могла отправить на фланги на Дон боевые группы с танками и моторизованной артиллерией. Защитникам города надо было продержаться подольше и нанести атакующим возможно большие потери. План «Уран» был очень напряженным и его могла поколебать любая случайность. Ничего ещё не было предрешено.