30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка Петербургской губернии родился Андрей Васильевич Хрулёв

отadmin

Сен 30, 2022
30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка  Петербургской губернии родился Андрей Васильевич Хрулёв
Андрей Васильевич Хрулёв

Родился Андрей Васильевич Хрулёв 30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка Ямбургского уезда Петербургской губернии в семье крестьянина. С детских лет пришлось ему познать трудовую жизнь, полную лишений. После окончания земской школы в 1903 году он отправился на заработки в Петербург – учеником, а затем подмастерьем в частной мастерской.

В 1915 году он начал работать слесарем Охтинского порохового завода и в бурные октябрьские дни 1917 года принимал активное участие в революционных событиях, отстаивал в тяжелых боях завоевания молодой Советской республики. В августе 1918 года Андрей Васильевич добровольно вступил в ряды Красной Армии, а в 1919 году был направлен на Южный фронт в Первую Конную армию С.М. Будённого, где, будучи начальником политотдела, а затем военным комиссаром 11-й кавалерийской дивизии, сражался против войск Деникина, поляков, Врангеля, громил националистические банды на Украине и в Белоруссии. За находчивость и храбрость отважный комиссар был награжден орденом Красного Знамени.

После окончания Гражданской войны он окончил военно-политические академические курсы Высшего политсостава Красной Армии и снова продолжил службу в войсках в должности военного комиссара и начальника политотдела 10-й кавалерийской дивизии.

Он пользовался заслуженным авторитетом у командного состава и красноармейцев и в 1928 году был назначен заместителем начальника политуправления Московского военного округа.

Здесь пригодился его уже к тому времени богатый войсковой опыт. Необходимо сказать, что политические органы в армии никогда не стояли в стороне от вопросов всестороннего обеспечения войск, от войскового хозяйства.

С 1930 года Реввоенсовет СССР направил А.В. Хрулёва на военно-хозяйственную работу, и он последовательно возглавил финансовое, строительное и интендантское управления Красной Армии.

В октябре 1939 года А.В. Хрулёв получил назначение на должность начальника Управления снабжения Красной Армии. Здесь нужно отметить, что к 1939 году должности начальника снабжения не существовало, круг его обязанностей не был четко определен.

Разобравшись в существовавшей на тот момент организации работы Управления, Андрей Васильевич выступил на первом организационном партийном собрании, где поставил подчиненным конкретные задачи. «Нашим людям, – говорил он, – бывающим в частях, нужно не только проверять, но и практически учить людей, как организовать войсковое хозяйство, поставить учет и отчетность, чтобы полнее использовать все то, что делается правительством для укрепления мощи Красной Армии…». Это актуально и сегодня!

В ходе Советско-финляндской войны (ноябрь 1939 года – март 1940 года) был вскрыт ряд серьезных недостатков в организации и работе органов снабжения. По предложениям А.В. Хрулёва для более стройной организации снабженческих функций отдельные управления были переподчинены Главному интендантскому управлению Красной Армии, созданному взамен Управления снабжения. Данное предложение было поддержано Правительством и 22 июля 1940 года реализовано.

Начальником Главного интендантского управления Красной Армии был назначен генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Васильевич Хрулёв. Теперь он отвечал за продовольственное, вещевое, обозно-хозяйственное снабжение и квартирно-эксплуатационное обеспечение Красной Армии, а также за состояние торговли в войсках. В том же году Президиум Верховного Совета СССР, отмечая выдающиеся заслуги А.В. Хрулёва в области военного строительства, наградил его орденом Ленина.

За оставшееся до начала Великой Отечественной войны время Андрей Васильевич упорно продолжал трудиться над совершенствованием тылового обеспечения армии. Но главные испытания были впереди.

22 июня 1941 года на Советский Союз без объявления войны вероломно напала фашистская Германия.

Важнейшей задачей, поставленной советским правительством, явилась перестройка в кратчайший срок народного хозяйства страны на военный лад, чтобы обеспечить действующую армию достаточным количеством вооружения, военной техники, боеприпасов и других материальных средств.

В связи с массированным наступлением гитлеровских войск в течение июня – июля 1941 года обстановка на фронте менялась ежедневно. Опыт первых месяцев войны позволил А.В. Хрулёву извлечь для себя важные уроки. Выявились весьма существенные недостатки в организации оперативного тыла. Тыл фронта и армий был слишком громоздким. Система специализированного лечения раненых не была организована, принципы планирования снабжения и подвоза – не разработаны, а главное – усилия различных служб тыла были разрознены и не направлялись единым органом на выполнение основных задач.

При этом следует учесть, что перед началом войны (к 22 июня 1941 года) различные органы снабжения подчинялись различным заместителям Наркома обороны и лично Народному комиссару обороны; единой централизованной системы снабжения и обслуживания войск в армии и на флоте на тот момент не было. Руководящими документами на тот момент определялось, что в военное время непосредственное руководство органами тылового обеспечения в Центре и на местах должно было сосредотачиваться в общевойсковых штабах.

В сложившихся условиях А.В. Хрулёв как Главный интендант Красной Армии выдвинул идею, что все службы снабжения и обслуживания необходимо иметь под единым управлением. Эта инициатива не без препон была одобрена и реализована путем создания Главного управления Тыла Красной Армии и управлений тыла фронтов (армий).

С этих пор начальник Тыла, а им был утвержден А.В. Хрулёв, ведал его организацией, перевозкой войск и пополнений, подвозом всех видов материальных средств фронтам, эвакуацией больных и раненых, военного имущества. Он пользовался правами заместителя Народного комиссара обороны, а также правом издания приказов и распоряжений, подлежащих выполнению всеми частями и учреждениями Советской Армии.

Создание новых органов управления Тылом в Центре и на местах потребовало решения кадровых проблем. Вопрос о качественном укомплектовании кадров решался в основном за счет двух основных источников.

Во-первых, для замещения должностей начальников тыла фронтов – заместителей командующих фронтами были подобраны опытные военные кадры уровня командующих или заместителей командующих войсками военных округов, начальников академий, командиров корпусов.

Во-вторых, в целях комплектования должностей центральных органов военного управления, учитывая специфику деятельности, решением ЦК ВКП(б) были направлены лучшие специалисты народного хозяйства в ранге наркомов или замнаркомов различных отраслей промышленности. Все это имело громадное значение в деле укрепления связей центральных органов военного управления Тылом с народным хозяйством страны для их четкой работы и положительно сказалось на улучшении поставок Советской Армии.

В последующем главным источником для замещения кадров руководящего состава Тыла стала Военная академия тыла и снабжения Красной Армии. В течение всей войны А.В. Хрулёв уделял вопросу подготовки кадров тыла особое внимание, заботился, чтобы отбор кандидатов и распределение ее выпускников были качественными и продуманными.

Он часто выезжал в районы боевых действий, вплоть до воинских частей первых эшелонов, тыловых частей и учреждений, где проверял снабжение боеприпасами, горючим, организацию питания, обеспеченность воинов вещевым и другим имуществом, оказание медицинской помощи раненым и больным, ветеринарной помощи животным.

В октябре 1941 года по предложению А.В. Хрулёва Народный комиссар обороны ввел лимиты на расход боеприпасов, а затем и горючего. Были установлены также новые нормы содержания материальных средств во всех звеньях тыла.

Кроме того, Государственный Комитет Обороны по предложениям А.В. Хрулёва принял специальное постановление «Об охране военного имущества Красной Армии в военное время». В нем были определены жесткие меры ответственности.

За хищение военного имущества, совершенное складскими работниками и другими лицами, в непосредственном ведении которых постоянно или временно находилось это имущество, применялась высшая мера наказания: расстрел с конфискацией всего личного имущества преступника. За другие виды преступлений также предусматривались самые суровые наказания.

Проведенные Государственным Комитетом Обороны меры по коренной перестройке и централизации управления Тылом Красной Армии положительно сказались на его работе уже в ходе оборонительных операций летом и осенью 1941 года, и прежде всего в Битве под Москвой. Учитывая наличие густой сети коммуникаций и близость центральных складов, тыловые части и учреждения были максимально приближены к войскам, а подвоз материальных средств часто осуществлялся, минуя то или иное звено тыла.

Важную роль сыграло увеличение скорости движения транспортов на железных дорогах, которое благодаря введению регулировочных графиков удалось довести до 600–800 км в сутки. Принятые меры позволили к началу контрнаступления не только обеспечить восполнение текущего расхода материальных средств, но и создать на армейских (фронтовых) складах и базах Центра значительные запасы.

Серьезным испытанием для Тыла Красной Армии и его начальника генерала А.В. Хрулёва явилось блокирование германскими войсками Ленинграда в сентябре 1941 года. Сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

В городе был введен строжайший режим снабжения населения продуктами питания. Особенно тяжелое положение сложилось с хлебом. Норма выдачи его населению в период блокады снижалась четыре раза. Минимальная норма для рабочих и инженерно-технических работников достигла 250 г в сутки, для служащих, иждивенцев и детей – 125 г.

Решением Государственного Комитета Обороны ответственность за доставку продовольствия и всех других материальных средств была возложена лично на А.В. Хрулёва.

Поскольку все сухопутные коммуникации были перерезаны, оставалась только одна возможность сообщения с городом – водные пути Ладожского озера. С началом ледостава на Ладожском озере начала действовать ледовая трасса Дорога жизни. Она сыграла основную роль в снабжении Ленинграда и Ленинградского фронта зимой 1941–1942 годов, а также в эвакуации раненых и больных воинов, мирного населения и важнейшего промышленного оборудования.

И в том, что ленинградцы выстояли в течение 900 дней и ночей штурмы врага, который так и не смог сломить сопротивление защитников города, есть весомый вклад работников тыла под руководством А.В. Хрулёва.

К весне 1942 года создалась критическая ситуация на железнодорожном транспорте: три железные дороги были забиты составами – движение по ним почти остановилось; пять дорог были на грани паралича, не пропускали поезда и не принимали их.

Для налаживания работы железнодорожного транспорта, положение которого оказалось чрезвычайно серьезным, Государственный Комитет Обороны в числе срочных мер принял решение о назначении 24 марта 1942 года А.В. Хрулёва Народным комиссаром путей сообщения СССР с оставлением его в должности начальника Тыла Красной Армии.

А.В. Хрулёв вспоминал: «Заметив мое замешательство в связи с назначением, председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин сказал: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла. Но снабжение фронта – это прежде всего подвоз. Поэтому соединение в одном лице двух должностей – Народного комиссара путей сообщения и начальника Тыла – позволит наиболее надежно решить вопрос о подаче в действующую армию всего, что необходимо для разгрома врага. На посту Народного комиссара путей сообщения Вы станете ближе ко всему народному хозяйству, которое тесно соприкасается с железнодорожным транспортом и во многом от него зависит».

Жизнь показала, что А.В. Хрулёв сумел поставить новое для него дело на системную, плановую основу, и работа железнодорожного транспорта явно пошла в гору.

По его инициативе был построен ряд железнодорожных линий, в том числе Кизляр – Астрахань, которые сыграли решающую роль для достижения победы в Сталинградской битве.

Необходимо подчеркнуть, что каждая операция Великой Отечественной войны имела свои специфические особенности и условия подготовки и проведения, а это, в свою очередь, обусловливало особенности организации ее тылового обеспечения.

Центральный аппарат Тыла Советской Армии под руководством А.В. Хрулёва принимал все меры к своевременному обеспечению фронтов исключительно во всех битвах.

30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка  Петербургской губернии родился Андрей Васильевич Хрулёв

Начальник Тыла Красной Армии – заместитель Наркома обороны,

Народный комиссар путей сообщения СССР А.В. Хрулёв (1942 год)

Наряду с этим пришлось содействовать в восстановлении разрушенного хозяйства зарубежных государств, освобожденных от фашизма, оказывать помощь местному населению, репатриированным гражданам различных стран и военнопленным. Дополнительно к этому возрос объем мероприятий по охране и обороне тыла, транспортных коммуникаций.

Сразу после победы над Германией начались интенсивные перевозки войск и грузов на Дальневосточный театр военных действий. В целом с мая по июнь 1945 года с запада на Дальний Восток и в Забайкалье прибыло 136 тыс. вагонов с войсками и материальными средствами.

Всесторонняя подготовка Тыла Красной Армии к войне с Японией в 1945 году и успешная его работа по обеспечению боевых действий советских войск в ходе кампании по разгрому Квантунской армии явились одним из важнейших условий разгрома милитаристской Японии.

Используя достижения отечественной промышленности и сельского хозяйства, Тыл Вооруженных Сил СССР в ходе Великой Отечественной войны и дальневосточной кампании принял и доставил непосредственно к боевым порядкам войск огромное количество вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, горючего, продовольствия, фуража и других материальных средств.

30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка  Петербургской губернии родился Андрей Васильевич Хрулёв

Начальник Тыла Советской Армии генерал армии А.В. Хрулёв,

Нарком вооружения СССР генерал-лейтенант Д.Ф. Устинов

и Нарком боеприпасов СССР генерал-лейтенант Б.Л. Ванников (1944 год)

В ходе войны было израсходовано более 10 млн т боеприпасов, свыше 16 млн т горючего, более 30 млн штук (около 700 тыс. т) авиационных бомб, около 40 млн т продовольствия, десятки миллионов комплектов обмундирования и обуви. Все это доставлялось в войска нередко под огнем противника.

Объем воинских перевозок за всю войну для Вооруженных Сил составил около 20 млн вагонов воинских грузов, в том числе около 10 млн – с войсками и 10 млн – с вооружением и другими материальными средствами, что эквивалентно почти 300 млн т грузов. Ежедневно отгружалось 284 поезда с войсками и военными грузами.

Общий объем перевозок, выполненных автомобильным транспортом в ходе операций Великой Отечественной, составил 625 млн т грузов (39 млн вагонов). Общий пробег автомобильного транспорта за годы Великой Отечественной войны составил 2 млрд 530 млн км, что означает свыше 63 тыс. раз обогнуть экватор нашей планеты.

Силами и средствами ремонтно-восстановительных органов Красной Армии было восстановлено более 1 млн 640 тыс. артиллерийских систем. Произведено свыше 429 тыс. ремонтов танков и САУ, около 2 млн только средних и капитальных ремонтов автомобилей.

Таким образом, Тыл Вооруженных Сил под руководством А.В. Хрулёва выполнил колоссальный объем работ не только по материальному, но и по транспортному, техническому, инженерно-аэродромному, медицинскому, финансовому, торгово-бытовому и другим видам обеспечения войск.

Во главе Тыла Вооруженных Сил в течение всех 4 лет войны бессменно, как и Верховный Главнокомандующий, находился талантливый организатор, крупный военачальник, имевший опыт руководства финансовыми, строительными, снабженческими органами и Народным комиссариатом путей сообщений генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв.

За выдающиеся заслуги в обеспечении стратегических операций он, как и Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и И.С. Конев, был награжден двумя полководческими орденами Суворова I степени.

Министр Вооруженных Сил СССР И.В. Сталин в приказе № 38 от 25 августа 1946 года отметил: «В Великой Отечественной войне личный состав органов Тыла: интенданты, медицинские работники, автомобилисты, дорожники, работники военных сообщений, службы снабжения горючим и ветеринары успешно справились с поставленными задачами по обеспечению фронта. Личный состав органов Тыла достойно выполнил свой долг перед Родиной…».

И огромная заслуга в масштабной и при этом четко отлаженной работе органов Тыла в ходе войны принадлежала лично Андрею Васильевичу Хрулёву! Он пользовался большим, заслуженным авторитетом у командного состава Вооруженных Сил от командарма до Верховного Главнокомандования.

В послевоенные годы А.В. Хрулёв много работал над совершенствованием системы тылового обеспечения Вооруженных Сил в условиях всеобщей демилитаризации страны и сокращения численности многомилионной армии.

В 1951 году, после ухода с поста заместителя Военного министра СССР по тылу, Андрей Васильевич продолжал приносить пользу Отечеству, последовательно занимая ответственные должности заместителя Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог, заместителя Министра строительства, а затем в должности Военного инспектора советника группы Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, был заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны.

После кончины А.В. Хрулёва ему были возданы высокие почести, генерал армии был захоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Более 40 лет генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв прослужил в Советских Вооруженных Силах, пройдя большой и славный путь от красноармейца до генерала армии. На всех постах, которые ему доверяла Родина, он честно выполнял свой воинский долг. Его жизнь и деятельность – яркий пример беззаветной преданности Отечеству.

Историческое значение деятельности Андрея Васильевича Хрулёва состоит в том, что он является основоположником теории и практики тылового обеспечения, создателем системы тыловых органов стратегического, оперативного и войскового звеньев, которая в своей основе с изменениями, соответствующими развитию форм (способов) ведения войны и научно-технического прогресса, трансформировалась сегодня в систему материально-технического обеспечения войск (сил).

Он обосновал и успешно реализовал роль и значение Тыла как связующего звена между экономикой страны и Вооруженными Силами.

Андрей Васильевич Хрулёв внес значительный вклад в организацию, совершенствование и развитие путей сообщения в один из самых сложных периодов Великой Отечественной войны и настроил ритмичную работу железнодорожного транспорта в условиях небывалого объема перевозок войск и грузов.

Неоспорима заслуга А.В. Хрулёва в деле создания системы подготовки кадров тыла, в основе своей сохранившейся до наших дней.

Он внес достойный вклад в дело совершенствования работы и развития финансовых и строительных органов Красной Армии в предвоенный период.

В память о выдающихся заслугах генерала армии А.В. Хрулёва за большой личный вклад в организацию тылового обеспечения войск (сил) установлены мемориальные доски на зданиях на набережной Макарова в Санкт-Петербурге, на Тверской улице и в Златоустинском переулке Москвы; высшие и старшие офицеры, гражданский персонал и ветераны Тыла Вооруженных Сил награждаются медалью Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии А.В. Хрулёв»; Академия военных наук учредила премию имени генерала армии А.В. Хрулёва; его имя носят Военная академия материально-технического обеспечения и одна из улиц Санкт-Петербурга; в вузах МТО открыты творческие конкурсы и проводятся тематические конференции; скоро предстоит гашение марки на почтовой карточке России; завершается согласование процедуры присвоения одной из вновь строящихся улиц в Москве имени этого легендарного человека.

Сегодня в новых исторических условиях, учитывая достижения предшествующих десятилетий, система материально-технического обеспечения войск (сил) продолжает постоянно совершенствоваться, опираясь на принципы, заложенные А.В. Хрулёвым в годы Великой Отечественной войны, преследуя главную цель – все усилия направлять для поддержания высокой боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Источник >>>

30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка  Петербургской губернии родился Андрей Васильевич Хрулёв

30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка  Петербургской губернии родился Андрей Васильевич Хрулёв

30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка  Петербургской губернии родился Андрей Васильевич Хрулёв

30 сентября 1892 года в деревне Большая Александровка  Петербургской губернии родился Андрей Васильевич Хрулёв

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *