Ми-24 — легендарный советский боевой вертолет, который стал первым в СССР специализированным ударным вертолетом, и вторым в мире после американского AH-1 «Кобра». Его история началась с постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 6 мая 1968 года. Вертолет был разработан в ОКБ Михаила Леонтьевича Миля под обозначением изделия «240», а первый полет состоялся 19 сентября 1969 года, когда машину пилотировал летчик-испытатель Герман Алферов.
Основной концепцией Ми-24 стало создание многоцелевого вертолета, который мог бы не только поражать наземные цели, но и перевозить небольшие группы десантников. Вертолет сочетал в себе функции ударной машины и транспортного средства — в грузовой кабине могло размещаться до 8 человек десанта. Уникальность Ми-24 заключалась в его универсальности: он мог наносить удары по бронетехнике, сопровождать конвои, а также выполнять транспортные задачи.
Конструкция Ми-24
Ми-24 имел переднюю двухместную кабину с двойным управлением. Экипаж первоначально состоял из двух человек: летчика и оператора, которые сидели рядом друг с другом. Позже состав экипажа увеличился до трех человек: к летчику и оператору добавился борттехник. Обе кабины были герметизированы и бронированы, что обеспечивало защиту от легкого стрелкового оружия. Бронирование включало лобовое бронестекло, бронированные сидения, а также бронеплиты по бокам кабины и на двигателях.
Вооружение Ми-24 вначале включало комплекс К4В с управляемыми ракетами «Фаланга-М» и пулеметной установкой А-12,7. В дальнейшем, когда комплекс «Штурм» был доработан, Ми-24 получил значительно улучшенные боевые возможности. Кроме управляемых ракет, вертолет мог нести неуправляемые авиационные ракеты (НУР), бомбы, пулеметы и другое вооружение.
Модификации
Первая серийная модификация вертолета — Ми-24А — была оснащена комплексом «Фаланга-М» и поступила на вооружение в 1971 году. Эти машины были изготовлены на заводе в Арсеньеве, и было построено почти 250 вертолетов, которые поступили на вооружение армейской авиации. На базе Ми-24А также была создана учебная модификация Ми-24У, которая имела двойное управление.
Ми-24 стал основой для множества модификаций, включая специализированные версии для конкретных задач и условий эксплуатации. В числе наиболее известных модификаций можно выделить Ми-24В и Ми-24П, которые отличались различными вариантами вооружения и бортовой электроники.
Боевой путь
Ми-24 активно использовался в Афганистане, где его высокая огневая мощь и способность действовать в тяжелых условиях сделали его крайне эффективным. Вертолет также участвовал в боевых действиях на Кавказе, в Чечне, в многочисленных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке.
Производство и распространение
Серийное производство Ми-24 было налажено на нескольких заводах, в том числе в Ростове-на-Дону («Роствертол») и в Арсеньеве («Прогресс»). К 2014 году было произведено более 3500 единиц Ми-24, что сделало его самым массовым ударным вертолетом в мире.