У деда поэта А. Н. Бекетова была подмосковная усадьба Шахматово; семейство Менделеевых жило рядом, в селении Болотово. В детстве старшая дочь химика и Блок виделись неоднократно. Летом 1898 они вместе играли в любительском спектакле «Гамлет»: 17-летний Александр – принц Датский, 16-летняя Люба – Офелия. Возникла мимолётная симпатия, не переросшая пока в серьёзное чувство.
Читаем мемуары Л. Менделеевой «И были, и небылицы о Блоке и о себе»: «О Блоке я вспоминала с досадой. Я помню, что в моём дневнике, погибшем в Шахматове, были очень резкие фразы на его счёт вроде того, что «мне стыдно вспоминать свою влюблённость в этого фата с рыбьим темпераментом и глазами…» Я считала себя свободной».
Дети повзрослели. Всё изменилось после случайной встречи на Васильевском острове 7 марта 1901: Александр шёл покупать таксу (которую потом назовёт Краббом), Любовь спешила на Бестужевские курсы. Позже она записала: «Эта встреча меня перебудоражила».
7 ноября 1902 курсистки устраивали благотворительный бал в зале Дворянского собрания. Менделеева пришла с двумя подругами, в парижском голубом платье. Блок явился на бал, имея при себе записку следующего содержания: «В моей смерти прошу никого не винить. Причины её вполне «отвлечённы» и ничего общего с «человеческими» отношениями не имеют. Верую в Единую Святую соборную и Апостольскую Церковь. Чаю воскресения мертвых. И Жизни Будущего Века. Аминь. Поэт Александр Блок». На обратной стороне адрес и дата.
Начинающий поэт собирался стреляться, если получит отказ. Некоторые биографы считают, что Блоку просто не хватало романтики и драматизма в отношениях. Последовало объяснение, было получено согласие. 2 января 1903 Блок сделал официальное предложение Л. Д. Менделеевой; 25 мая состоялось обручение, свадьбу назначили на 17 (30 н. ст.) августа.
На венчании присутствовали родители невесты и мать жениха (отца, с которым она давно развелась, не пригласили). Вечером молодые уехали в Петербург.
Этот брак был очень значимым событием для Блока, хотя идеального счастливого союза между Поэтом и Музой в итоге не получилось. Отношения между молодыми супругами были сложными, своеобразными, но наполненными любовью и страстью. К этому времени Блок уже стал приобретать известность как талантливый поэт. Жена была для него источником вдохновения и прообразом ряда персонажей.
Уже через полгода состоялось личное знакомство четы Блоков с поэтом Борисом Бугаевым, известным под псевдонимом Андрей Белый. Двух лет хватило, чтобы начался бурный роман между женой и другом поэта. О своих непростых отношениях с Белым Любовь Дмитриевна рассказала в более чем откровенных мемуарах, которые А. Ахматова назвала «порнографическими».
Кстати, Ахматова, очень ценившая и любившая Блока, относилась к его жене неприязненно. Описывала её (надеемся, нелицеприятно) Лидии Чуковской так: «Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы. Глаза – щёлки, нос – башмак, щёки – подушки. … С такой спиной! Она не только не была красива, она была ужасна! Самое главное в этой женщине была спина – широченная, сутулая. И бас. И толстые, большие ноги и руки. Внутренне же она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то… Но он (Блок) всегда, всю жизнь видел в ней ту девушку, в которую когда-то влюбился… И любил её…»