Особо дорогим объектом, подлежащим немедленному вывозу, безусловно, считалась мумия В.И. Ленина. С июля 1941 года по апрель 1945 года Мавзолей на Красной площади пустовал. Филиал усыпальницы Ленина все это время находился в самом глухом медвежьем углу Сибири.
Для эвакуации тела вождя использовалось целых три поезда специального назначения. Первый вез многочисленную охрану и двигался на один перегон впереди. Во втором — главном, покоилось тело Ленина, там же ехал и весь обслуживающий персонал. И, наконец, третий поезд, с охраной, следовал на перегон сзади.
Перед отправкой специальная комиссия часами проверяла каждый болт, каждую заклепку на паровозах и вагонах. Под конец сами чекисты подписали акт о техническом состоянии спецпоездов, чего раньше никогда не делалось. Обычно, при следовании особо важных грузов, акт составляли и подписывали ответственные работники железной дороги.
Все станции пустели за несколько часов до прибытия спецсоставов. Последний участок в 350 километров, от Свердловска до Тюмени, тщательно проверяли местные мастера-путейцы, проезжали его несколько раз на дрезине, недоумевая, кому и зачем это нужно.