Центральная станция начала передавать сигнал на приемники, расположенные в зоне охвата, и мгновенно сообщать горожанам важную информацию. О том, как технологический прорыв повлиял на развитие общества и какие эмоции у населения вызвали первые передачи, «ВМ» рассказал доктор исторических наук, профессор факультета журналистики Московского государственного университета Дмитрий Гутнов.
Дата «22 июня» является в некотором роде собирательной.
— Первый опыт использования уличных громкоговорителей состоялся 17 июня 1921 года, — рассказывает Дмитрий Гутнов. — Это была трансляция Третьего конгресса Коммунистического Интернационала, проходившего в Колонном зале Дома Союзов. А уже 22-го числа с 21:00 до 23:00 начали вести полноценные радиотрансляции по всей Москве.
Трансляционный радиоузел с центральным усилителем появился в Доме Союзов только в 1925 году. По сути это была первая в стране серьезная радиорубка.
— К 1930-м годам стало понятно, насколько важна роль радиотрансляции в оперативном оповещении населения страны о чрезвычайных ситуациях и военных угрозах, — утверждает историк. — Связано это в первую очередь с набиравшей обороты индустриализацией. На производственных предприятиях радио трансляция была жизненно необходима. Она помогала моментально оповещать огромное количество рабочих и в то же время способствовала предотвращению самых разных происшествий.
Первые испытания радиотрансляционной сети вызвали в обществе большой ажиотаж.
— Жителям столицы было безумно интересно, «акция» напоминала современные открытые концерты на Красной площади, — говорит Гутнов. — И все последующие трансляции успешно собирали аудиторию.
Москва была безусловным лидером в радиофикации. К 1931 году радиотрансляционная сеть столицы насчитывала уже 25 тысяч приемников. В основном они располагались на производствах или на улицах и лишь позже начали проникать в жилые дома.
Все прекрасно понимали, что радиотрансляции крайне важны и в военно-стратегических операциях. Предвидя начало войны, Сталин лично контролировал развитие сетей и передаваемую информацию. Несмотря на технические сложности, неоспоримые преимущества трансляций оправдывали все затраты на их развитие.
— Радио как средство массовой информации востребовано до сих пор, — считает Дмитрий Гутнов. — Изменился формат вещания, появились новые задачи, влияют конкуренты в виде телевидения и интернета. Однако загляните в любой автомобиль, на любую кухню: все до сих пор слушают радиостанции — новости, музыку, передачи.