«Петр Великий». Рисунок лейтенанта В.В. Игнациуса

Первый пост. Как начать? Можно рассказать о линейных кораблях времен Ушакова, Сенявина, Нахимова. Или написать о сражениях Русско-японской войны. Открыть канал серией статей о советских моряках-подводниках времен Великой Отечественной войны. Вспомнить о Карибском кризисе и противостоянии сверхдержав в Мировом океане.

Какой человек стал основоположником идеи флота для сугубо сухопутной державы и привил целой стране сыворотку от морской болезни. Под именем первого Императора на флоте были всего два корабля: ТАРКР «Петр Великий» и тезка – первый отечественный броненосец. С истории этого уникального для своей эпохи проекта и следует дебютировать.

«Петр Великий» должен был в металле представлять концепцию крейсерской войны. Крупный, хорошо защищенный корабль, способный действовать на коммуникациях противника. Четыре сильнейших 305-мм нарезных орудия давали возможность не опасаться битвы с самыми современными бронированными кораблями Англии и Франции. В аванпроекте значилось наименование «Монитор-крейсер». А за несколько месяцев до спуска на воду броненосец был переименован в честь Петра I, и это имя он носил 51 год.

Российский флот не мог больше ждать. Кинбурн — одно единственное сражение Крымской войны продемонстрировало, что за бронированными кораблями стоит целая эпоха. В начале 60-ых годов Морское министерство озаботилось вопросом усиления обороны Кронштадта и столицы с моря за счет создания броненосной флотилии в Финском заливе.

За короткий отрезок с 1863 по 1867 годы в России и за рубежом были построены плавучие батареи «Первенец» и «Не тронь меня», канонерская лодка «Опыт», мониторы типа «Смерч», «Ураган» и «Русалка». Серия «Ураган» состояла из 10 единиц, а «Русалка» — из 2-х. Но эти корабли были предназначены для использования вблизи берега (причем своего), на минно-артиллерийской позиции. И посылать их в Средиземное море, а тем более в полукругосветный поход на Дальний Восток никто не планировал, хотя геополитические интересы в данных регионах у Российской Империи естественно были.

Тлеющие противоречия с Англией и Францией не оставляли выбора нашим флотоводцам. Требовалось реализовать проект с решениями, которые стали бы эталонными на долгие годы вперед.

Морским техническим комитетом (МТК), основываясь на положительном опыте строительства броненосных лодок, было принято решение создавать мореходный, океанский монитор. Технологический уровень существовавшей на тот момент судостроительной промышленности должен был позволить построить корабль на российских верфях с минимальным привлечением иностранных подрядчиков. Требовался крупный, около 10000 тонн, с хорошим ходом, серьезным бронированием и новейшим вооружением корабль. Такая единица смогла бы в одиночку усилить или вообще заменить целую эскадру.

После многолетней проектировки, строительства и испытаний 14.10.1876 г. эскадренный броненосец «Петр Великий» был принят флотом.

За 89 лет со дня своего рождения «Петр Великий» успел побыть мореходных монитором, эскадренным броненосцем, учебным кораблем, плавбазой подводных лодок и минным блокшивом, окончив службу только в 1959 г.

За четыре года эксплуатации, прошедших с момента ввода корабля в строй, были выявлены многочисленные дефекты паровых машин. И первый дальний поход, который совершил «Петр Великий», имел одну цель – замену ранее установленных паровых машин. Примечательно, что в поход броненосец отправился в 1881 г., а работы проводились на английском заводе в Глазго.

Свежи еще были воспоминания о военной победе в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов и неоднозначных итогах последующих мирных соглашений.

Данный поход использовался в качестве контрольной проверки корабля, его скоростных характеристик и отработки действий и маневров в тяжелых климатических условиях. Не все шло гладко. Английский подрядчик не только установил новые машины, но и провел ремонтные работы на корпусе броненосца. В итоге, после доведения всех механизмов до совершенства «Петр Великий» успешно выполнил все нормативы и развил свою лучшую скорость, показав на испытаниях более 14 узлов.

Следующим значительным этапом службы стал средиземноморский поход «Петра Великого». Вблизи итальянских берегов возникли уже другие поломки, оказалось, что броненосец лишился фальшкиля, был поврежден правый боковой киль. Экстренно, в течение трех дней, проводились ремонтные работы.

Броненосец посетил Пирей, Корфу, Неаполь, Специю, Геную, Тулон. Решалась судьба об усилении средиземноморской эскадры русского флота «Петром Великим», но в итоге был получен приказ возвращаться домой. Накануне перехода на Балтику корпусу корабля и паропроводящим трубам снова потребовался ремонт. 24.08.1882 г. броненосец покинул Шербурский рейд и через неделю вернулся в Кронштадт.

Дальнейшую свою службу корабль провел на Балтике, Финском заливе, на переходах между Кронштадтом, Ревелем и Гельсингфорсом. По последней военно-морской моде с 1892 г. корабль стал именоваться эскадренным броненосцем. На протяжении следующих 11 лет привлекался к маневрам и учебным выходам Практической эскадры.

Учебный корабль «Петр Великий». Ист.: navsource.narod.ru

Осенью 1903 г. корабль претерпел вторую значительную модернизацию, были надстроены борта, изменился надводный силуэт, состав артиллерии, схема бронирования.

После 1906 г. «Петр Великий» был переведен в состав учебных кораблей и не раз возглавлял Учебно-артиллерийский отряд. А в 1907 г. использовался в качестве самоходной плавбазы. В начале 1918 г. «Петр Великий» участвовал в Ледовом походе – операции по эвакуации кораблей и судов Балтийского флота, а с октября того же 18-ого года остался в Кронштадте, где фактически закончилась история его активного использования флотом.

Во время Блокады Ленинграда эксплуатировался как минный блокшив, а после войны – как казарма. Удивительно, как корпус корабля, построенного в 70-ых годах XIX века, выдерживал многочисленные бомбардировки немцев с воздуха. 18.04.1959 г. «Петр Великий» исключен из состава ВМФ СССР и разобран. 89 лет славной истории!

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.