Памятник Михаилу Лермонтову был открыт в сквере на Лермонтовской площади (у Красных Ворот) 4 июня 1965 года и стал одним из самых романтических и любимых горожанами памятников Москвы.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — известный русский поэт и прозаик, драматург, художник. Творчество культового писателя (его перу принадлежат такие произведения, как «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Бородино», «Парус» и другие) оказало большое влияние на развитие отечественной литературы и впоследствии получило большой отклик в театре и кино, а многие из его стихотворений стали популярными песнями. Принято считать, что Лермонтов имел особые отношения с Кавказом, но и с Москвой он был связан не меньше: в ней поэт родился и учился в Московском университете, а также не раз упоминал город в своих произведениях.
Памятник выполнен с портретным сходством и показывает Лермонтова задумчивым юношей с тонкими мальчишескими усиками, взгляд которого печален и устремлён в себя. Фигура поэта напряжена, он одет в шинель, полы и воротник которой раздуваются ветром, а руки сложены за спиной в кажущемся нерешительным жесте. Скульптура лаконична и не изобилует деталями, но имеет довольно жёсткие контуры, которые придают фигуре устойчивости, подчёркивая большую внутреннюю энергию писателя. Позади статуи размещена стела, заполненная рельефами с персонажами и мотивами из произведений Лермонтова — «Мцыри», «Демон» и «Парус».
На пьедестале выбиты имя и годы жизни поэта, а также памятная надпись об установке памятника «Сооружён в ознаменование стопятидесятой годовщины со дня рождения поэта», а на стеле — цитата из его стихотворения:
«Москва, Москва!… люблю тебя как сын,Как русский, — сильно, пламенно и нежно!» Михаил Лермонтов,нравственная поэма «Сашка» (7-й стих, 1-я глава) |
Скульптурная композиция размещена на входе в Лермонтовский сквер, пространство вокруг неё вымощено тёмными гранитными плитами, а по краю размещена массивная гранитная скамья.
Место для памятника было выбрано неслучайно: дело в том, что в прошлом напротив Красных Ворот располагался квартал жилых домов, в одном из которых — доме Арсеньевых — Михаил Лермонтов родился. В советские годы площадь рядом с кварталом назвали в честь поэта — Лермонтовской площадью, так же стали называть и разбитый на ней сквер. Впоследствии квартал исторических зданий, в котором родился поэт, был снесён: на его месте построили сталинскую высотку.
Авторы скульптуры: скульптор Исаак Бродский, архитекторы Николай Миловидов, Григорий Саевич, Анатолий Моргулис.
Мужик в пиджаке
Особенную популярность у горожан памятник Лермонтову приобрёл после выхода комедийного фильма «Джентльмены удачи» (1971, Александр Серый), в котором он стал главным героем одной из комичных сцен.
Сюжет картины рассказывает вымышленную историю о том, как воспитателя детского сада Евгения Трошкина (Евгений Леонов) под видом бандита Александра Белого по кличке «Доцент» внедряют к его сообщникам — Фёдору Ермакову по кличке «Косой» (Савелий Крамаров) и Гавриле Шереметьеву — «Хмырю» (Георгий Вицин), чтобы выяснить, куда пропал украденный ими с раскопок золотой шлем Александра Македонского. При побеге из тюрьмы к банде по случайности присоединяется мелкий жулик Василий Алибабаевич (Раднэр Муратов).
Попав в Москву, бандиты, которые не являются москвичами и плохо знают город, вынуждены ориентироваться по едва знакомым объектам и достопримечательностям, с чем связана одна из сцен фильма — в такси (таксист — переодетый милиционер):
Таксист: Здесь? Вон деревья, вот бульвар. Вон дом серый.
Косой: Ну, человек… Ты что, глухой, что ли? Тебе ж сказали, дерево там — такое!
Таксист: Ёлка, что ли?
Косой: Сам ты ёлка! Тебе ж говорят — во!
Хмырь: Да говори ты толком! И так уже 8 рублей наездили.
Таксист: Пруд там был?
Косой: Не было. Лужи были…
Трошкин: Может, памятник?
Косой: Памятник был!
Таксист: Чей памятник?
Косой: Ну а я знаю? Мужик какой-то.
Таксист: С бородой?
Косой: Нет.
Таксист: С бакенбардами?
Косой: Да не помню я… О, в пиджаке!
Таксист: Сидячий?
Косой: Чё?
Таксист: Сидит?
Косой: Кто?
Таксист: Ну, мужик этот твой.
Косой: Хе-хе-хе, во деревня, а! Ну ты даёшь. Кто ж его посадит — он же памятник!
Выходя из такси, Косой бросает водителю: «Карту купи, лапоть!», а потом случайно замечает «мужика в пиджаке» — им оказывается памятник Лермонтову, а «таким» деревом — пальма в витрине цветочного магазина.
После выхода фильма диалог Косого с таксистом (милиционером) стал одной из наиболее популярных его сцен, а фраза «Кто ж его посадит — он же памятник!» — культовой цитатой.
История памятника
Впервые идея установить в Москве памятник Михаилу Лермонтову возникла в среде московской интеллигенции ещё в 1880-х годах, однако, не была воплощена.
В советские годы такое намерение появилось вновь, и в 1941 году Совнарком утвердил постановление об установке памятника. В тот же год площадь у Красных Ворот получила название Лермонтовской площади, однако, установке памятника помешала начавшаяся Великая Отечественная война, и вернуться к идее смогли лишь в 1950-х. На всесоюзные конкурсы, которые прошли в 1952 и 1958 годах, было подано 48 проектов памятника, однако, комиссия не выбрала ни одного, и было решено провести заказной конкурс среди мастеров, приглашённых Министерством культуры СССР, в результате которого выбор пал на проект, разработанный авторской группой под руководством Исаака Бродского.
Открыть памятник предполагали к 150-летнему юбилею со дня рождения поэта в 1964 году, однако, завершить его не успели, поэтому памятник «в ознаменование стопятидесятой годовщины» был открыт год спустя — 4 июня 1965 года.
В наши дни памятник Лермонтову на Лермонтовской площади — одна из наиболее известных и любимых скульптур в Москве. Одни симпатизируют бронзовому писателю за романтический образ, словно застывший в вечной осени, другие, наоборот, воспринимают его с комедийным оттенком — как мужика в пиджаке, которого никто и никогда не посадит.
Так или иначе, он стал одним из тех немногих памятников, которые москвичи действительно полюбили.
Памятник Лермонтову находится в сквере на Лермонтовской площади (у Красных Ворот). Добраться до него можно пешком от станции метро «Красные Ворота» Сокольнической линии.