Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии (ныне находится в Волгоградской области) в семье рабочего.
Об этом свидетельствует запись в метрической книге Свято-Троицкой церкви Камышина. Впоследствии в документах Маресьева ошибочно написали день рождение 20 мая, на что он не стал обращать внимания.
В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать одна растила троих сыновей.
Окончив семь классов, Алексей Маресьев пошел работать на лесозавод масленщиком и стал учиться в школе фабрично-заводского ученичества. После окончания ФЗУ работал токарем на лесозаводе. В 1929 году вступил в комсомол и был избран секретарем цеховой ячейки комсомола.
Мечтая стать летчиком, Маресьев пробовал поступить в летное училище, но по состоянию здоровья его не приняли. Он страдал ревматизмом – осложнение, полученное в результате перенесенной в детстве тяжелой формы малярии.
В 1932 году Алексей Маресьев был зачислен на Камышинский рабочий факультет им. М. Горького Саратовского сельскохозяйственного института.
В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправился в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работал сначала лесорубом, а в 1935-1937 годах — механиком-дизелистом на катере, одновременно занимался в местном аэроклубе, обучаясь летному делу.
В 1937 году Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Затем был направлен в Читинскую авиационную школу пилотов. В 1939 году курсантов Читинской авиационной школы перевели в Батайскую военную авиационную школу.
После окончания в 1940 году авиашколы, Маресьев служил в ней летчиком-инструктором.
В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а в начале 1942 года сбил первый вражеский самолет. К концу марта 1942 года Маресьев довел счет сбитых фашистских самолетов до четырех.
5 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал на лес в тылу врага.
Во время падения самолета летчика выбросило из кабины, и он, падая на деревья, а затем при ударе о землю, повредил ступни ног. 18 суток Маресьев ползком, с обмороженными ногами, пробирался к линии фронта, питаясь корой, ягодами, шишками. Едва живого, его обнаружили в лесу жители из деревеньки Плав Валдайского района Новгородской области. Через несколько дней Маресьева переправили в госпиталь, где ему ампутировали голени обеих ног. Однако летчик не сдался. Он долго и упорно тренировался, чтобы не только научиться ходить на протезах, но и иметь возможность вернуться в авиацию.
В начале 1943 года Маресьева отправили на медкомиссию, которая разрешила ему вернуться в строй. Он получил направление в Ибресинскую летную школу в Чувашии. В феврале 1943 года Маресьев успешно провел первый пробный вылет после своего ранения.
Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, из них семь — с ампутированными ногами.
В июне 1944 года гвардии майор Маресьев был назначен инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС. В июле 1946 года он был уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС.
В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.
В 1956 году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году — первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности Маресьев проработал до последнего дня своей жизни.
В 1998 году он создал и возглавил региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны».
Маресьев — автор мемуаров «На Курской дуге» (1960).
Герой Советского Союза (1943), полковник в отставке (1978) Алексей Маресьев был награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.
Маресьев был женат, воспитал двоих сыновей.
Легендарный летчик скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Cудьбе Алексея Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946), по которой в 1948 году был снят одноименный художественный фильм. По ней же Сергеем Прокофьевым была написана опера.
В честь Алексея Маресьева названа малая планета Солнечной системы, его имя присвоено школам в Москве, Орле, лицею в Камышине. Во многих городах именем Маресьева названы улицы. В Камышине в 2006 году был открыт памятник летчику, а в 2010 году в этом же городе на Аллее героев был установлен его бюст. В Москве открыта мемориальная доска на доме, где проживал Алексей Маресьев, в Комсомольске-на-Амуре установлен бюст героя.
В 2004 году распоряжением правительства Москвы была утверждена премия имени А. Маресьева «За волю к жизни». Ее удостаиваются люди, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие мужество и героизм.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников