11 мая 1961 года летчик-испытатель Д.К.Ефремов совершил первый полёт на палубном противолодочном вертолёте Ка-25, разработанном в ОКБ Н.И.Камова.
В 1956 году ОКБ под руководством главного конструктора Н.И.Камова начало исследование корабельного вертолета двухвинтовой соосной схемы, который смог бы использоваться в качестве противолодочного. К этому времени в США, а затем в Великобритании и Канаде вступили в эксплуатацию поисковые противолодочные вертолеты, созданные на базе известного вертолета Sikorsky S-55, а затем специально разработанные поисковые противолодочные вертолеты Sikorsky S-58. Использование двухвинтовой соосной схемы обеспечивало для вертолета небольшие размеры в сочетании с высокой маневренностью.


В 1958 году Командование авиации ВМФ выдало ОКБ тактико-техническое задание на разработку двухдвигательного корабельного поисково-ударного вертолета, который мог бы размещаться в ангарах небольших противолодочных кораблей или базироваться группами на больших авианесущих кораблях. По ТТЗ вертолет должен быть небольших размеров, со складывающимися лопастями несущих винтов, иметь двух членов экипажа и обладать возможностью взлета и посадки с площадок размерами 9 х 10 м на палубе во время движения корабля, при качке с наклоном палубы по крену до 10°, а по дифференту до 3°. Была задана максимальная скорость 220 км/ч, дальность полета 450 км и продолжительность полета на режиме висения более одного часа при удалении на 50 км от корабля базирования.


Вертолет должен быть снабжен опускаемой на глубину 40 м гидроакустической станцией (ОГАС) «Ока», радиогидроакустической системой «Баку» с приемным устройством и сбрасываемыми радио- гидроакустическими буями (РГАБ) и одновременно нести вооружение для поражения подводных лодок, состоящее из противолодочных торпед или глубинных бомб. Кроме того, вертолет должен быть снабжен РЛС для обнаружения подводных лодок и ориентирования взаимной привязки при групповом полете и аппаратурой приема сигналов РГАБ. Предусматривалась возможность замены ОГАС на магнитометр.


Пилотажно-навигационное оборудование должно обеспечивать полеты над безориентирной поверхностью и автоматическое пилотирование при полете к цели и на режиме висения в зоне поиска. Предусматривались баллонеты для аварийной посадки на воду и аварийные средства для экипажа.


Двигатели должны иметь чрезвычайный режим работы, обеспечивающий использование большей, чем взлетная, мощности при отказе одного из них. Для разработки двигателя и редуктора для вертолета было организовано специальное ОКБ под руководством В.А. Глушенкова.
В 1960 году была завершена разработка нового опытного вертолета Ка-20; первый отрыв от земли состоялся 11 мая 1961 года, а первый полет по кругу 20 июня 1961 года (летчик-испытатель Д.К.Ефремов), в этом же году вертолет впервые демонстрировался на воздушном параде в Тушино. На первом опытном и других опытных вертолетах выполнен большой объем испытаний в ОКБ и на морских базах ВМС, а также на боевых кораблях, где базировалось по одному вертолету, и на большом авианесущем корабле. За время испытаний были проведены большие работы по доводке соосной несущей системы, двигателей и трансмиссии, шасси и оборудования и был решен ряд сложных проблем:


— обеспечение взлета и посадки на качающуюся палубу и решение связанных с этим вопросов прочности и ресурса;
— размещение и обеспечение нормальной работы большого числа антенн на фюзеляже вертолета;
— обеспечение электромагнитной совместимости бортовых систем вертолета с мощными излучающими системами кораблей;
— обеспечение навигации при полетах над морем (без ориентиров);
— использование вертолетов для выполнения других задач при минимальных затратах времени на переоборудование;
— создание системы обслуживания вертолетов в условиях базирования на корабле.
Серийное производство противолодочных корабельных вертолетов, получивших обозначение Ка-25ПЛО, началось в 1964 году и продолжалось по 1975 года, за это время было построено 460 вертолетов, которые начали поступать в 1965 году на вооружение ВМС для противолодочной обороны эсминцев, крейсеров и вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», на которых размещалось до 20 вертолетов Ка-25ПЛО, а в дальнейшем на авианесущих кораблях «Киев» и др.

Кроме того, вертолеты Ка-25 были поставлены ВМФ Вьетнама, Индии, Сирии и Югославии. На основе базового противолодочного вертолета Ка-25ПЛО было разработано 16 различных модификаций для военного и гражданского применения, среди которых:
— Ка-25Ц – корабельный вертолет для целеуказания корабельному и береговому ракетному оружию; разрабатывался параллельно с противолодочным вертолетом Ка-25. Вертолет отличался мощной РЛС с ретранслятором данных обзора водной поверхности на корабельные и береговые пункты управления огнем и имел большую дальность и продолжительность полета. Для кругового обзора без затенений было использовано убирающееся (поднимающееся) шасси;
— Ка-25ДИВ – вертолет с комплексом оборудования для слежения за баллистическими ракетами на конечном участке их полета; два вертолета Ка-25ДИВ использовались на тихоокеанском флоте во время испытаний баллистических ракет в 1966-1967 годах;
— Ка-25БТ – вертолет-буксировщик трала; группа вертолетов Ка-25БТ использовалась в 1974 году в международной операции по очистке Суэцкого канала;
— Ка-25Ш – вертолет-штурмовик с блоками НАР, проходил летные испытания;
— Ка-25К – вертолет-летающий кран с подвесной кабиной оператора;
— Ка-25ПС – поисково-спасательный вертолет, оснащенный лебедкой грузоподъемностью 250 кг, создан в 1975 году.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.