Российская поэтесса. Секретарь Союза писателей России. Лауреат Государственной премии России имени Максима Горького. Ветеран Великой Отечественной войны. Воевала на западном фронте в Белоруссии, Прибалтике. Депутат Верховного Совета Советского Союза.
Юлия Друнина родилась 9 мая 1924 года в городе Москва. Девочка выросла в интеллигентной семье. Отец, Владимир Павлович являлся историком и педагогом, а мать, Матильда Борисовна работала в библиотеке и давала уроки музыки. С 1931 года училась в московской школе № 131, где преподавал ее отец. С детства любила читать и не сомневалась, что станет литератором.
В возрасте одиннадцати лет Юлия начала писать стихи. Посещала литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. В конце 1930 годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» оказалось напечатано в «Учительской газете» и передано по центральному радио.
После начала Великой Отечественной войны, прибавив себе год, шестнадцатилетняя Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при Российском обществе красного креста, работала санитаркой в госпитале. Окончила курсы медицинских сестер.
В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском, где во время одного из авиа-налетов потерялась, отстала от своего отряда, и подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Друнина попала в окружение и на протяжении тринадцати суток пробиралась к своим по тылам противника.
Именно в этой группе Друнина встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат: с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нем пронесла через всю войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли еще двое бойцов, а Друнину сильно оглушило.
Оказавшись снова в Москве осенью 1941 года, Юлия вместе со школой, в которой отец работал директором оказалась эвакуирована в Сибирь, в Заводоуковск, Тюменской области. Ехать в эвакуацию не хотела и согласилась на отъезд только из-за тяжелобольного отца, перенесшего в начале войны инсульт. Отец умер в начале 1942 года на руках дочери после второго удара. Похоронив отца, Юлия решила, что больше ее в эвакуации ничто не держит, и уехала в Хабаровск, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов.
Учеба в школе стала для Друниной очередным кошмаром, так как очень «социально неоднородный» коллектив ее окружал, да и техническая наука давалась с трудом. Через некоторое время девушкам, младшим авиаспециалистам объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Перспектива оказаться вдали от фронта казалась для Юлии ужасной. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, все-таки направят в действующую армию, спешно нашла свое свидетельство об окончании курсов медсестер и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2 Белорусского фронта.
По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667 стрелковый полк 218 стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санитарный инструктор Зинаида Самсонова, которой поэтесса посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».
В 1943 году Друнина оказалась тяжело ранена: осколок снаряда вошел в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьезности ранения, девушка просто замотала шею бинтами и продолжала работать, спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.
После излечения Друнину признали инвалидом и комиссовали. Вернувшись в Москву попыталась поступить в Литературный институт, но неудачно: ее стихи признали незрелыми. Не попав в институт, оставаться в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, ее признали годной к строевой службе. Медсестра попала в 1038 самоходный артиллерийский полк 3 Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боев оказалась контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой ее творчества.
В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвратилась в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. Выгнать инвалида войны никто не решился. В учебном заведении познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым, с которым вскоре поженились.
В начале 1945 года в журнале «Знамя» напечатана подборка стихов Юлии, а позднее стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей. Тогда же вступила в Союз писателей, что поддержало ее материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. В 1948 году вышла первая книга стихов Юлии Друниной «В солдатской шинели». В 1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов.
В последующие годы сборники выходили один за другим: в 1955 году сборник «Разговор с сердцем», в 1958 году «Ветер с фронта», в 1960 году «Современники», в 1963 году «Тревога». В 1967 году поэтесса побывала в Германии, в Западном Берлине. В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом не из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой». Среди немногих прозаических произведений Друниной: повести «Алиска» и «С тех вершин…».
В 1975 году за книгу стихов «Не бывает любви несчастливой» Юлия Владимировна стала лауреатом Государственной премии России имени Максима Горького.
С большими надеждами на лучшее будущее Юлия Друнина восприняла перестройку конца 1980 годов. В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в периодической печати не только со стихами, но и с публицистическими статьями, в которых с тревогой писала о том, как неоднозначно проходит перестройка, как у многих людей происходит девальвация высоко ценимых ею моральных и гражданских ценностей.
Юлия Владимировна Друнина скончалась 21 ноября 1991 года покончив жизнь самоубийством. Поэтесса открыла выхлопную трубу в своем «Москвиче» и заперлась в гараже. В последней записке женщина попросила похоронить ее рядом с Алексеем Каплером на Старокрымском кладбище.