«Сибирь», покорившая Северный полюс
Это сейчас путешествие на ледоколе до Северного полюса — обычное дело, а четверть века назад оно воспринималось как событие мирового масштаба. Атомный ледокол «Сибирь» шел на полюс не просто так — он должен был, кроме чисто научных и, так сказать, политических задач, провести спасательную операцию — эвакуировать дрейфующую полярную станцию.

Во время того плавания «Сибири» к полюсу была эвакуирована дрейфующая научная станция «Северный полюс-27», а позже в море Лаптевых высажена новая, «Северный полюс-29». Десятью годами ранее, в августе 1977-го, полюс покорился атомному ледоколу «Арктика».

Тот, первый прорыв ледокола на макушку земного шара, был посвящен 70-летию Октябрьской революции. А в перестроечном 1987-м, видимо, посчитали, что революцию отмечать уже как бы и не обязательно, и не посвятили экспедицию ничему. Зато научная составляющая того похода была куда шире.

Руководил той экспедицией легендарный полярник Артур Чилингаров, который в представлениях не нуждается. Это была десятая навигация атомного ледокола «Сибирь» — построенное на Балтийских верфях в Ленинграде судно, третий в мире ледокол с ядерной энергетической установкой, был принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года.

О том, как проходила та необычная экспедиция, рассказывает читателям «Правды.Ру» участник того плавания — заслуженный деятель науки России, доктор географических наук Виталий Сергеевич Манушев:

«Свою «юбилейную», десятую навигацию атомный ледокол «Сибирь» начал проводкой судов в Карском море на линии Мурманск-Дудинка. После трех месяцев работы он был отозван в Мурманск. Готовилась высокоширотная экспедиция в район Северного полюса. Стояли две ответственные практические задачи: эвакуировать дрейфующую полярную станцию СП-27 и организовать новую — СП-29.

Дело в том, что СП-27 находилась в труднодоступном районе вблизи Северного полюса. Размеры и состояние льдины, на которой она базировалась, просто-напросто не позволяли произвести там посадку самолетов: она разрушалась и стала небезопасной для работы и жизни полярников.

8 мая 1987 года атомоход «Сибирь» вышел из Мурманска. Его курс был проложен через Баренцево море между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа до 87 градусов северной широты, где дрейфовала полярная станция.

Кроме практического задания по полярным станциям, в программу высокоширотного рейса входил комплекс океанологических, геофизических и гидрометеорологических исследований. Я даже затрудняюсь вспомнить, сколько на борту судна было ученых самых разных специализаций — от геологов (хотя, казалось бы, зачем в море геологи?) до медиков и даже до ботаников.

Около десяти суток понадобилось нашему ледоколу «Сибирь», чтобы пробиться к полярной дрейфующей станции. От Мурманска он прошел 1360 миль, из них 1020 миль во льдах. Последние мили пришлось преодолевать ударами. Сплоченные, тяжелые льды трехметровой толщины, торосы… В это время года в столь высокие широты не заходило еще ни одно надводное судно.

Здорово поддерживал моральный дух членов экспедиции Артур Чилингаров — неугомонный оптимист не давал никому расслабиться, раскиснуть. Нашей экспедиции просто повезло, что именно он и руководил ей.

По всему маршруту постоянно велась ледовая разведка с вертолетов «Ми-2» и «Ми-8», а также с самолета «Ил-24», что намного облегчало задачу выбора пути судоводителями. Можно понять радость 14-ти полярников СП-27, проживших на льдине почти год, когда они увидели приближающуюся в дымке громадину ледокола. Люди на льдине стреляли из ракетниц, бросали вверх шапки!

Во время эвакуации полярной станции самолет и «Ми-8» произвели ледовую разведку к Северному полюсу, до которого оставалось всего 212 миль. Рукой подать, по масштабами Арктики! Разведка показала: чтобы достичь Северного полюса, понадобится около недели.

В общем, 25 мая 1987 года в 15 часов 59 минут по московскому времени ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса.

Кто захотел — а захотели почти все моряки и члены экспедиции — смог за считанные минуты совершить кругосветное путешествие, то есть пересечь все меридианы Земли. Поставили флаг СССР и натоптали вокруг него дорожку. Лично я совершил кругосветное путешествие за одну минуту!

Девятого июня подошли к льдине, на которой должна была высадиться экспедиция СП-29. На лед выгрузили 360 тонн груза из трюмов ледокола, развезли его тракторами по своим местам, помогли полярникам поставить домики. Затем состоялось торжественное открытие новой полярной станции СП-29. 19 июня ледокол «Сибирь» возвратился в порт приписки. Более 40 суток продолжался этот беспримерный рейс, который вошел в историю освоения Арктики».

Остается напомнить, что еще с 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс. Круиз, длящийся три недели, стоит недешево, но он того стоит! С 1991 года для этого использовался атомный ледокол «Советский Союз». Для этого же с 1993 года используется атомный ледокол «Ямал», на нем имеется специальная секция для туристов. На построенном в 2007 году ледоколе «50 лет Победы» также имеется аналогичная секция.

8 мая 1987 года, начался полярный рейс атомохода «Сибирь». Его курс был проложен через Баренцево море между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа

А вообще первым, кто задумался о покорении Арктики с помощью ледоколов, был адмирал Степан Макаров, чье имя носит ледокол, который сейчас спасает суда в Охотском море. 12 марта 1887 года на заседании Академии наук адмирал сказал: «Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану и поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Природа заковала нас во льды, и чем скорее мы сбросим эти оковы, тем раньше дадим возможность развернуться русской мощи». Вот так-то!

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.