Советский учебно-тренировочный самолет Як-18 использовался в ВВС СССР в качестве основного самолета первоначального обучения. Именно эта машина стала родоначальником обширного семейства различных самолетов, включая четырехместный Як-18Т. Первый полет Як-18 совершил 6 мая 1946 года под управлением летчика-испытателя Георгия Климушкина. Юрий Гагарин впервые поднялся в небо в июле 1955 года на самолете Як-18.

Прародителем Як-18 можно считать самолет УТ-2, также сконструированный в ОКБ Яковлева, в 1940-х годах он был модернизирован и получил название УТ-2Л. Многие наработки, примененные в этой модернизированной модели, были перенесены в создаваемый Як-18. Ведущим инженером проекта Як-18 был назначен К. В. Синельщиков, задание на проектирование было получено от главного конструктора Александра Яковлева 10 декабря 1945 года.

По результатам заводских испытаний самолет получил высокую оценку и только одно серьезное замечание — неудовлетворительная работа воздушного винта. На государственные испытания самолет был представлен уже с новым винтом изменяемого шага ВИШ-327ЕВ-149 конструкции Г. М. Заславского и С. Ш. Бас-Дубова.

Госкомиссия НИИ ВВС положительно оценила Як-18 как самолет первоначального обучения летчиков, и отметила, что он во всех отношениях значительно превосходит УТ-2. После устранения замечаний Як-18 был принят на вооружение ВВС и в марте 1947 года рекомендован к серийному производству.

Развернуть производство было поручено трем заводам: ленинградскому № 272, харьковскому № 135 и № 166 в Семеновке. При этом завод № 272 должен был не только дать первые серийные машины уже в мае 1947 года, но и самостоятельно разработать технологическую документацию и оснастку и обеспечить ими два других завода.

В 1947 году удалось построить только 5 самолетов в Ленинграде и один в Харькове, а в 1948 году — 116 машин на трех заводах вместо 625 по плану. В феврале 1949 года заводу № 272 поручили производство Як-11 и снизили план по Як-18. Основную часть программы возложили на завод № 135.

Больше года ушло на преодоление технологических проблем, и только с 1949 года завод преодолел отставание от планового задания. В 1950 году завод № 135, построив в общей сложности 407 Як-18, перешел на выпуск МиГ-15УТИ. Завод № 116 приступил к производству последним, и осваивал его еще труднее, поскольку раньше выпускал только цельнодеревянные самолеты. С 1950 года завод № 116 остался единственным производителем Як-18 и в итоге построил их более 3 тысяч.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.