Мало кто знает, что Вениамин Абелевич Зильбер (настоящее имя писателя Вениамина Каверина) был человеком довольно принципиальным и свободомыслящим, даже бунтарем. К примеру, он был членом знаменитого общества «Серапионовы братья» — объединения молодых писателей, прозаиков, поэтов и критиков, известного своим неприятием политизированности писательского творчества и принципов пролетарской литературы. Участвовал Каверин и в деятельности редакции запрещённого партийными властями альманаха «Литературная Москва». В числе очень немногих советских деятелей литературы Вениамин Каверин отказался участвовать в травле Бориса Пастернака после успеха его романа «Доктор Живаго» и присуждения Нобелевской премии. А еще Вениамин Каверин в 1967 году написал довольно смелую речь для IV съезда СП СССР по теме «Насущные вопросы литературы», на которую в итоге был наложен запрет.
Он даже псевдоним свой взял в честь Петра Павловича Каверина, друга Пушкина, гусара, имя которого поэт упомянул под первой главой «Евгения Онегина». Петр Каверин был личностью очень интересной, бретером и лихим повесой, кутилой и бесстрашным офицером, военным деятелем и активным участником заграничных походов.
Однако при этом при всем Каверин всегда оставался романтиком, и из-под его пера вышло немало произведений, которые не так широко известны, как, к примеру, «Два капитана». Знаете ли вы, что Каверин писал замечательные сказки – удивительные, смелые, красивые и очень романтичные? И непростые, каким был и сам писатель – вернее, простые на первый взгляд, но, если всмотреться, очень глубокие и философские. И в центре каждой его сказки – герой, который, прежде всего, человек, а уж потом – пионер, член советского общества, гражданин своей страны. Магический реализм – тот волшебный ключ, которым пытался открыть сказочник-Каверин современную ему реальность: добавить чуть-чуть волшебства, чтобы увидеть человека/ситуацию/явление с другой точки зрения, посмотреть под другим, сказочным углом.
Хотите почитать сказки Вениамина Каверина?
Тогда начните, пожалуй, со сказки «Верлиока». Это сказочная повесть, которую Каверин написал в 1981 году и опубликовал в журнале «Новый мир».
Действие сказки происходит в 70-е годы в Советском Союзе. После того, как Платону Платоновичу, астроному, у которого не было детей, паспортистка вписала в графу «Дети» имя «Василий», прошло пятнадцать лет. И вдруг как раз под Новый год в доме астронома появляется мальчик Вася пятнадцати лет, у которого вскоре обнаруживаются магические способности. Вася очень дружен с соседской девочкой Ивой, юной писательницей и поэтессой. Однажды у прекрасной Ивы появляется слишком взрослый для нее двадцатипятилетний ухажер по фамилии Пещериков – человек канцелярский и при должности. При встрече Пещерикова с Васей происходят странные события, после которых некий Ворон-предсказатель сообщает Васе, что он на самом деле – воплощение венецианского героя Лоренцо, пять веков назад чуть не погибшего от рук злодея по имени Верлиока. У злодея – много имен и воплощений, и есть веские основания полагать, что Пещериков – и есть одно из таких воплощений. Сюжет сказки строится на противостоянии Васи и злодея Леона Пещерикова.
Интересная, захватывающая история, написанная бесподобным легким языком Каверина, безусловно, заслуживает вашего внимания.
Интереснейший сказочный сборник Каверина — «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году». Этот цикл сложился из сказок, которые Каверин написал в разные периоды своей жизни, следуя совету, когда-то данному ему Максимом Горьким. Каверин еще в молодости пробовал писать сказки, и однажды даже послал свою рукопись великому советскому писателю, на что Горький ответил так:
“…Мне кажется, что Вам пора бы перенести Ваше внимание из областей и стран неведомых в русский, современный, достаточно фантастический быт. Он подсказывает превосходные темы…”.
По воспоминаниям самого Каверина, он не мог пройти мимо такого совета и принялся за написание фантастической повести для детей «Много хороших людей и один завистник», в которой был герой, который «носил железный пояс, чтобы не «лопнуть от зависти»», был также герой, который «так легко попадал соседу «не в бровь, а в глаз», что приходилось немедленно вызывать «скорую помощь»». Каверин написал много разрозненных сказочных сюжетов, и в итоге все они вошли в этот сборник.
Немухин – удивительный город, в котором
«у командировочных звенит в левом ухе, где в комиссионном магазине продаются ковры-вертолеты, а самым большим влиянием пользуется бывший леший Трофим Пантелеевич, с блеском закончивший Институт Усовершенствования Леших и Домовых».
Это город очень сказочный, но бесконечно похож на все те города, в которых мы с вами живем.
У Вениамина Каверина есть и много других замечательных историй:
Сказка «Песочные часы», в которой девочка Таня пытается спасти своего друга от участи быть превращенным навсегда в песочные часы, для чего ей приходится идти на многие жертвы, чтобы доказать Фее Вежливости, что друг заслуживает прощения;
Сказка «Снегурочка», в которой главный герой молодой ученый Петя Круглов приезжает в Ленинград в Институт Вьюг и Метелей, чтобы получить необходимый для его разработок вечный лед, и знакомится с настоящей Снегурочкой, которая боится растаять;
сказка «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере Золотые Руки», в которой рассказывается о девочке Маше из Ленинграда: она любила рисовать и однажды пропала, и ее брат Митя отправляется на поиски сестренки, в результате чего попадает в Коричневую страну, где правит Кощей Бессмертный.
Романтичные, волшебные, трогательно правдивые сказки, которые с упоением читают дети и с удовольствием – взрослые, так много в них правды, добра и тонкой жизненной философии, которую все мы знаем, но не всегда можем сформулировать и понять.
Вениамин Александрович Каверин скончался 2 мая 1989 года в Москве.