Т-70
6 марта 1942 г. вышло постановление Государственного комитета обороны № 1394cc «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Hаркомсредмаша».
По существу, это было исправление поспешных решений лета 1941 г. и программы выпуска аж 10 тыс. танков на автомобильных агрегатах за несколько месяцев (Т-60). Т-60 оказался и уязвимым, и плохо вооруженным, и с ничтожной проходимостью по снегу. Слава богу, 10 тыс. Т-60 за несколько месяцев не выпустили, но 5,5 тыс. за год тоже многовато.
Т-70 это была «работа над ошибками» и во многом их исправили. Однако было бы все же неверным называть его «мобилизационным танком». Скорее уж «заменитель танка».
Для выпуска танков в СССР мобилизовывались более подходящие предприятия, нежели Горьковский автозавод: Челябинский тракторный, Сталинградский тракторный, Красное Сормово, в конце-концов вагоностроительный Уралвагонзавод, запущенный прямо перед войной.
«Мобилизационный танк» это не Т-60-70, это скорее Т-34 выпуска завода №112 «Красное Сормово» в городе Горький. Изначально судостроительного предприятия, перепиленного на выпуск танков с подачи В.А.Малышева (будущего наркома танковой промышленности). Первое постановление ГКО, 1 июля 1941 г. Завод с подходящим для танков оборудованием и оснащением. В целом вполне успешный мобилизационный проект получился.