Памятник Козьме Минину и князю Пожарскому

Памятник нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому установлен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Монумент посвящен русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени. Автором памятника выступил известный русский скульптор Иван Петрович Мартос.

Монумент Минину и Пожарскому стал первым в Москве творением скульптуры, прославляющим героев из народа. Идея установки монумента принадлежала членам Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Средства на установку скульптуры собирались в Нижнем Новгороде. Создавался памятник в Петербурге, а для создания фигур Ивану Мартосу позировали его сыновья.

Памятник, высотой около 8,6 метра, изображает момент формирования ополчения. Минин, призывая Пожарского возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную интервентами Москву. Князь сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него установлен массивный княжеский шлем.

Поза Пожарского неустойчива и слегка неловка, приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу, как напоминание, что в момент формирования ополчения князь ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении. Мужчины одеты в хитоны, а их лица выражают уверенность. Центральным звеном в композиции является меч, он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, на его рукояти изображены ромашки.

На фото Людмила Александровна Минина, потомок Кузьмы Минина, показывает в 1956 году своему сыну его далекого предка на памятнике. Минина была врачом-хирургом, жила в Ленинграде, участвовала в Великой Отечественной войне. Ее потомки до сих пор живут в Петербурге.

Пьедестал монумента выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. На лицевой стороне постамента изображены мужчины и женщины, подносящие пожертвования на алтарь Отечества. Спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин — кокошники. Позади женских фигур изображен отец, отдающий двух сыновей в ополчение.

Горельеф на тыльной стороне постамента посвящён победе ополчения. В его левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него. Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Государственный исторический музей начал реставрировать памятник Минину и Пожарскому, стоящий у Покровского собора на Красной площади (изначально памятник стоял в середине Красной площади, в советское время был перенесён и жест Минина, который раньше указывал на Кремль, приобрёл, как шутили в советское время, другое значение: «Вон там мы раньше стояли»). Это первый памятник в Москве, создан в 1818 году скульптором Мартосом. Кстати, Минина изобразили стоящим, а Пожарского сидящим потому что они из разных сословий.


Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *