В ночь с 12 на 13 апреля глава МИД Японии Ёсукэ Мацуока имел очень длинный разговор с Иосифом Сталиным. Мацуока, как и обещал Сталину, заканчивал свое европейское турне там же, где и начал — в Москве.

После его отъезда из СССР 24 марта, Мацуока побывал в Берлине и в Риме. В Москве беспокоились, что он может заехать и в Лондон и о чем-то договориться с англичанами, но этого не случилось, а значит одной проблемой на Дальнем Востоке становилось меньше — давление Англии на Японию там сохранялось,

Встречи Мацуоки в Берлине 27 — 29 марта совпали по времени с переворотом в Югославии. Это поставило немцев в нелегкое положение: как уговорить японцев напасть на Сингапур, но удержать от договора с Москвой? Японцы же хотели соглашения с СССР. Потому Гитлер скрыл от Мацуоки планы нападения на СССР.

Мацуока понял, что Гитлер не видит СССР в Тройственном союзе, ему посоветовали не поднимать даже этот вопрос в Москве. Мацуока же не рассказал, что инициатива заключения договора вообще-то была его.
На последней встрече Риббентроп по указанию Гитлера, особо предостерег Мацуоку против пакта о ненападении с СССР, так как Германия может открыть боевые действия против СССР в случае нападения русских на Японию, мол, Гитлер не может заверить японского императора, «что конфликт между Германией и Россией невообразим. Напротив, при нынешнем положении дел такой конфликт, пусть и не обязательный, все же следует считать возможным».
В Риме все прошло более ободряюще — все-таки итальянцы… Чиано сетовал на стремления Германии к превосходству. Фактически Мацуоку похвалили за его усилия за поиск возможностей расширения Тройственного союза за счет СССР. С таким «багажем» Мацуока и вернулся в СССР.
Молотов, как обнаружил Мацуока в первую же их встречу, стал «значительно мягче». Мацуока не стал ходить кругами: его не интересуют переговоры о торговле и праве рыбной ловли, это уровень посла. Его действия продиктованы «не совпадением сиюминутных взаимных интересов, а желанием улучшить отношения на следующие 50 — 100 лет». Короче говоря, его «величайшее желание — заключить пакт о ненападении, невзирая на прочие нерешенные разногласия» — сказал он Молотову.
Приманкой для Кремля служило то, что этот шаг улучшил бы позицию, чтобы торговаться с Германией. События на Балканах заставляли Москву действовать быстро. Вечер 12 апреля Мацуока провел в театре, наслаждаясь постановкой чеховских «Трех сестер». На выходе из театра его пригласили на переговоры в Кремль, где его ждал Сталин. Разговор закончился за полночь 13 апреля. https://t.me/historyWWII/3385