Игорь Борисович Дмитриев родился 29 мая 1927 года в Ленинграде. Своего отца он не помнил, поскольку родители расстались сразу после его рождения. Мать Игоря Дмитриева, Елена Таубер, еврейка по национальности, была выпускницей класса А.Я. Вагановой Петроградской балетной школы, работала в труппе Касьяна Голейзовского, выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы» в Свердловске и преподавала в Перми. Воспитанием Дмитриева главным образом занимались бабушка с дедушкой, но в то же время он боготворил свою мать и влюбился в цирк с ранних лет.

Со школьной скамьи будущий актёр участвовал в самодеятельности и в жизни Ансамбля песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым в то время руководил Исаак Дунаевский.

Игорь Дмитриев в детстве
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/igor-dmitriev

Семью Дмитриева не обошли стороной сталинские репрессии. Был арестован его отчим, затем мать. Мать через несколько месяцев отпустили, а отчим так и не вернулся.

С началом Великой отечественной войны семья эвакуировалась в Пермскую область в посёлок Нижняя Курья. Там в местном Клубе речников Дмитриев вместе с другими ребятами выступал со стихами и песнями перед раненными бойцами, проходившими лечение в военном госпитале.

Когда юный актёр узнал, что Пермский драматический театр объявил набор в театральную студию, он отправился на прослушивание. Он подготовил отрывок из драмы М. Лермонтова «Маскарад», а поскольку партнёрши для реплик Нины не было, он читал текст за обоих. В приёмной комиссии ему сказали, что Арбенин он никакой, а вот Нина получилась хорошо, и взяли.

Игорь Дмитриев в юности
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/igor-dmitriev

Доучившись до девятого класса, Дмитриев забросил школу, поскольку всецело был увлечён театром. В результате, у него не было аттестата о среднем образовании. А когда он надумал ехать в Москву, чтобы поступить в какой-нибудь из четырёх театральных, надо было либо доучиться, либо раздобыть каким-то образом пресловутый аттестат. Изобретательный молодой человек, прознав случайно, что недавно в авиационном институте был пожар и сгорели все документы, отправился туда и прикинулся студентом этого вуза. Он настолько правдоподобно изобразил отчаяние, что ему немедленно выдали «дубликат» аттестата.

В 1944 году Дмитриев прошёл по конкурсу в два из четырёх театральных вузов Москвы и отдал предпочтение школе-студии МХАТа. Курс, на котором учился актёр, был небольшим – всего девять человек, но зато каких. С ним учились: Евгений Жаров, Марина Ковалёва, Михаил Пуговкин, Андрей Гончаров, Александр Михайлов. Одним из любимейших предметов Дмитриева была дисциплина под названием «манеры», которую вела актриса княжеских кровей Елизавета Волконская. Он явно преуспел в этой дисциплине, в чём в дальнейшем смогли убедиться тысячи зрителей.

Благополучно окончив вуз в 1948 году, Дмитриев вернулся в родной город и поступил на службу Ленинградский драматический театр, которому позднее присвоили имя В. Ф. Комиссаржевской. Первой его ролью был матрос Гошев в постановке по пьесе П. Капицы и С. Обранта «В открытом море». Вот где пригодился его опыт выступлений в Клубе речников.

В дальнейшем на сцене театра Комиссаржевской Дмитриев сыграл немало разноплановых ролей – играл малодушного Марка в постановке по В. Розову «Вечно живые» (1956 год), совестливого князя Нехлюдова в спектакле «Воскресенье» по роману Л. Толстого (1960 год), физика Олега Тулина в инсценировке по произведению Д. Гранина «Иду на грозу» (1963 год), гуляку Робинзона в «Бесприданнице» А. Островского (1963 год) и ряд других.

Игорь Дмитриев в молодости
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/igor-dmitriev

Его увольнение из театра в 1967 году было довольно-таки нелепым. Актёр получил приглашение от друзей в Италии приехать к ним погостить на несколько дней. Оформив неделю отпуска, он предупредил директора, что может задержаться на неделю, прекрасно понимая, что все эти дни его в театре сможет подменить дублёр. Однако директора всё это разозлило (завидовал, наверное, в те времена заграничные поездки были диковинным делом) и он уволил Дмитриева. Позднее пожалел, позвал обратно, но актёр тоже был с норовом и отказался.

Дмитриев остался без работы в театре, но зато стал чаще сниматься в кино и по приглашению директора Студии киноактёра Ильи Николаевича Киселёва вошёл в штат студии.

Однако актёр совершенно не мог жить без сцены и сочинил моноспектакль «Маскарад», в котором один играл всех действующих лиц. Реквизит – белые перчатки, веер и маску, и старинное кресло из красного дерева он таскал из дома на каждое представление.

Возвращению Дмитриева на сцену сопутствовал горячий приём зрителей и одобрительные рецензии критиков. В конце 1984 года он сыграл роль доктора наук Чинзанова в спектакле «Всё могут короли» по пьесе С. Михалкова на сцене Театра комедии имени Н.П. Акимова, стал актёром этого театра и проработал в его стенах до конца своих дней. Как никто другой он подошёл на роль премьер-министра в знаменитую «Тень» по сказке Е. Шварца.

Фильмография Игоря Дмитриева огромна и среди его ролей не было ни одной проходной – все яркие, самобытные, живые и неповторимые.

Первую свою роль польского гимназиста в короткометражном фильме «Голос Тараса» он сыграл в двенадцать лет.

В 1950-е годы молодой выпускник школы-студии МХАТ понемногу стал сниматься и особо не обращал на себя внимание зрителей, пока в 1957 году Сергей Герасимов не пригласил его на пробы на роль Евгения Лисницкого для фильма-эпопеи «Тихий Дон». Для Дмитриева работа с великим Герасимовым стала чем-то вроде второй школы-студии. Картина завоевала ряд почётных наград, а её актёры прославились на всю страну.

Благодаря своей благородной внешности Дмитриев чаще всего получал роли белогвардейских офицеров, ну и, разумеется, титулованных особ. Больше всего зрителям полюбились его персонажи из фильмов «Звезда пленительного счастья» (граф Лебцелтерн), «Собака на сене» (граф Федерико), «Голубой карбункул» (Малделей), «Летучая мышь» (начальник тюрьмы Франк), «Стакан воды» (министр Франции маркиз де Торси), «Приключения принца Флоризеля» (полковник Джеральдин), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (инспектор Скотланд-Ярда Тобиас Грегсон), «Сильва» (князь Леопольд фон Веллергейм), «Покровские ворота» (Глеб Николаевич Орлович), «Дон Сезар де Базан» (дон Хосе де Сантарен), «Тартюф» (Клеант).

В 2006 году актёр пережил первый инсульт, но справился и вернулся к работе.

В 2007 году в день своего 80-летия он объявил журналистам, что готовит в театре новую роль, но вскоре состояние его здоровья ухудшилось.

Могила Игоря Дмитриева
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/igor-dmitriev

25 января 2008 года приехавшая бригада «Скорой» констатировала у Дмитриева повторный инсульт. Знаменитого артиста отвезли во 2-ю городскую больницу, где за его жизнь боролись лучшие медики клиники. Но в 23 часа 55 минут сердце Игоря Борисовича остановилось.

Актёра похоронили на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилами матери и бабушки.


Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/igor-dmitriev

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *