Авианесущий Крейсер «Адмирал Кузнецов»
Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер, проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своем классе. Построен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок.
Рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолетов и 24 вертолетов. Авиапарк палубной авиации России в несколько раз больше возможностей авианосца по их размещению, поэтому состав авиагруппы меняется в зависимости от задач. Является единственным авианесущим кораблем в мире, который может находиться в Черном море, так как по конвенции Монтре проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен, а ТАВКР корабль обладает ракетным вооружением и на этом основании заявляется как «авианесущий крейсер»
Тактико-технические характеристики Крейсера «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение:
Наибольшее — 61 390 т
Полное — 59 100 т
Нормальное — 53 050 т
Стандартное — 46 540 т
Длина:
По ватерлинии — 270 м
Наибольшая — 306,45 м
Ширина:
По ватерлинии — 33,41 м
Наибольшая — 71,96 м
Высота:
Габаритная — 64,49 м
Высота борта (от КВЛ):
В носу — 31,42 м
На миделе — 25,7 м
В корме — 25,7 м
Осадка Средняя (от ОП):
При стандартном водоизмещении — 8,05 м
При нормальном водоизмещении — 8,97 м
При полном водоизмещении — 9,76 м
Наибольшая — 10,4 м
Бронирование — Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда
Двигатели — Котлотурбинная, четырехвальная
четыре ГТЗА ТВ-12-4
восемь котлов КВГ-4
Мощность Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.
Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт
Движитель — четыре пятилопастных винта
Скорость хода:
Наибольшая — 29 узлов (54 км/ч)
Боевого экономического хода — 18 узлов (33 км/ч)
Экономического хода — 14 узлов (26 км/ч)
Дальность плавания При скорости:
29 узлов — 3850 миль
18 узлов — 7680 миль
14 узлов — 8417 миль
Автономность плавания — 45 суток
Экипаж 1980 человек, в том числе: 520 офицеров, 322 мичмана, 1138 матросов,
Вооружение:
Навигационное вооружение Комплекс «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К42»
1 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Лесоруб»
Комплекс связи «Буран-2»
ГАК «Полином-Т»
ГАС «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»
Зенитная артиллерия 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение 12 × ПУ ПКРК «Гранит»
4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов)
4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа 50 самолетов и вертолетов
По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К, 4 × Ка-27РЛД, 18 × Ка-27 или Ка-29, 2 × Ка-27ПС
Фактически: 14 × Су-33, 2 × Су-25УТГ, 10 × МиГ-29К, 4 × МиГ-29КУБ
13 декабря 2019 года Спасатели ликвидировали открытое горение на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в Мурманске. Площадь пожара составила 500 квадратных метров. В результате пожара погибли 2 человека, 12 пострадали, состояние одного из них оценивается как тяжелое, 11 как средней степени тяжести. Тушение пожара осложнялось сильным задымлением и высокими температурами. Следственными органами Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по факту возгорания на авианосце «Адмирал Кузнецов» по признакам преступления, предусмотренного статьи 216 УК РФ, «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ».
12 декабря 2019 года в Мурманске, во время ремонтных работ, произошло возгорание на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Пожар возник в первом энергоотсеке, с верхней палубы шел густой черный дым. В результате происшествия пострадали 12 человек, один погиб. Всего на борту находилось 400 человек, они были эвакуированы. Площадь горения составила 500 квадратных метров, тушение осуществлялось при помощи пенной атаки. Пожару был присвоен второй, повышенный, номер сложности. Инцидент произошел при проведении регламентных сварочных работ. От окалины, попавшей на нижние палубы, загорелся кабель. Он проложен по разным отсекам и палубам судна, из-за этого тушение было осложнено.
30 октября 2018 года в поселке Росляково Мурманской области, во время доковых работ возникла проблема с подачей электричества. В результате этого цистерны плавдока ПД-50 нештатно заполнились и он ушел под воду. В связи с этим, на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Флота Кузнецов» рухнул подъемный кран. Авианосец получил повреждения.
23 февраля 2018 года за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вручен Орден Ушакова.
6 декабря 2011 года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море к берегам Сирии. Седьмой дальний поход корабля был завершен в мае 2014 года.
8 декабря 2008 года на авианосце «Адмирал Кузнецов» был завершен ремонт, проводившийся в течение семи месяцев в Центре судоремонта «Звездочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъема самолетов на летную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения корабля.
5 декабря 2007 года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, Военно-морской флот Российской Федерации возобновил свое присутствие в мировом океане. Поход продлился до 3 февраля 2008 года.
В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погиб атомный ракетный подводный крейсер К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменен второй поход корабля на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.
23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 самолетов Су-33, два штурмовика Су-25УТГ и 11 вертолетов.
24 декабря 1991 года авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» завершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево Мурманской области, который расположен в 48 км к северо-западу от Мурманска и носит имя советского подводника времен Великой отечественной войны Федора Алексеевича Видяева.
30 ноября 1991 года авианосец «Адмирал Кузнецов» взял курс на Босфор. Ранее командир корабля Виктор Ярыгин получил телеграмму председателя Верховной рады Украины Леонид Макарович Кравчук, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения должен оставаться на севастопольском рейде. Однако с точки зрения Виктора Ярыгина, такого государства, как Украина, еще не существовало, так как еще не был проведен референдум о независимости Украины, поэтому командир корабля решил, что должен следовать указаниям командования Северного флота СССР. При этом часть команды и летного состава осталась на берегу. Официальной заявки Турции на разрешение для прохождения авианосца через Босфор не было подано, однако власти Турции не стали останавливать корабль.
20 января 1991 года авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» был официально сдан и зачислен в состав Северного флота.
4 октября 1990 года тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» был переименован в очередной раз, 4-й, и стал называться «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
23 ноября 1989 года тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» после завершения цикла испытаний вернулся на завод для достройки. Позднее корабль много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
1 ноября 1989 года произведены первые посадки на «Тбилиси» МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первую в СССР посадку на корабль «по-самолетному», горизонтально, совершил на Су-27К летчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Пугачев. В тот же день осуществлены первые взлеты с авианосца самолетов МиГ-29К, летчик-испытатель ОКБ Микояна Токтар Аубакиров и Су-25УТГ, а на следующий день многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжелый истребитель четвертого поколения Су-27К.
21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный авианосец «Тбилиси» был выведен в море, чтобы дать возможность летчикам провести цикл летно-конструкторских испытаний самолетов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлеты и посадки самолетов с судна.
8 июня 1989 года на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ СССР «Тбилиси» начались швартовые испытания. А ровно через три месяца на крейсер началось заселение экипажа.
11 августа 1987 года авианосец «Леонид Брежнев» был переименован в крейсер «Тбилиси».
4 декабря 1985 года тяжелый авианесущий крейсер ВМФ СССР «Леонид Брежнев» был спущен на воду, после чего продолжалась его достройка. Погрузка на корабль и монтаж вооружения, кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит», электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.
22 ноября 1982 года строящийся на Черноморском судостроительном заводе тяжелый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига», был переименован в «Леонид Брежнев».
1 сентября 1982 года на стапеле Черноморского судостроительного завода в городе Николаев, Украинская ССР был заложен корпус пятого по счету . Судовое оборудование и оснащение изготавливалось в Ленинграде на Пролетарском заводе. От предшественников корабль отличался впервые обеспеченной возможностью взлета и посадки на него самолетов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел увеличенную полетную палубу и трамплин для взлета самолетов. Постройка впервые в СССР проводилась способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
3 марта 1981 года Невское проектно-конструкторское бюро получило заказ к постройке тяжелого авианесущего крейсера Военно-морского флота СССР.