Фото: Николая Александровича Рыбалко
Участник Великой Отечественной войны. В результате третьего ранения — в феврале 1945 г. на Одерском плацдарме — потерял зрение, навсегда остался инвалидом. Но до конца жизни его оружием было пламенное поэтическое слово.
Автор сборников «Под солнцем Родины» (1956), «Глазами сердца» (1958), «Солдатская слава» (1959), «Светлое не меркнет» (1960), «Память о солнце» (1961), «Цветы и порох» (1963), «Равнение на знамя» (1966), «Дорога на высоту» (1967), «Зримое» (1970), «Я жил в такие времена» (1972), «Пьедесталы стоят на земле» (1974), «Молодость вверяем сыновьям», «Незабудки на кургане» (1975), «Миг атаки», «Призванные досрочно» (1978), «И вечный бой…» (1979), «Незакатная звезда» (1982), «У самого сердца» (1985), «Год рождения — 22-й», «Разговор с жизнью», «Я еще не вернулся с фронта» (1987); очерка «Броня и пламя» (1966).
За сборник «Незакатная звезда» удостоен Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1985); за сборник «Дорога на высоту» — Республиканской комсомольской премии им. Н. Островского (1968).
Имя Николая Рыбалко нашему читателю открывать не надо. Его хорошо знают по более чем 20 поэтическим сборникам, изданным в Донецке, Киеве, Москве, многочисленным журнальным и газетным публикациям. К его стихам обращаются композиторы.
Один литературный критик разделил читателей на три категории: любителей лирической поэзии, «серьезной» публицистической и сатирической. А они, дескать, тоже состоят из групп: поклонников классики или современной поэзии, военной лирики или частушечного юмора, суровой сатиры и т. д. При всей условности, рациональное зерно здесь, как говорится, есть. Так вот, поэзию Рыбалко любят представители всех этих групп и подгрупп, люди самых противоположных вкусов. И дело тут в том, что поэт не эксплуатирует, как это часто бывает, конъюнктуру, не работает по принципу «чего изволите?» Если проследить за его творчеством от первых стихов начала 50-х годов и даже юношеских, неопубликованных, конца 30-х, то легко убедиться: ни убеждений своих, ни подхода к явлениям действительности и людям он не менял.
Все мы дети своего времени. Но окраска этапов новейшей истории так изменяется, что жизнь наша иногда напоминает калейдоскоп. Однако слепой поэт, не в пример многим из нас, зрячим, сумел разглядеть истинную суть времени. И нашел в себе мужество сказать об этом в стихотворении «Я жил в такие времена…», пожалуй, одном из самых сильных. В сущности, это ретропрограмма всего его творчества. Я отнес бы его к традиционному жанру «Памятников», к которому рано или поздно обращаются все большие поэты.
Мужество и суровость чувств — основная черта поэзии Рыбалко. Но рядом доброта, нежность, пылкость и мягкий юмор. Видимо, во всем этом и кроется так называемый «секрет» любви читателей к поэту.
…Когда молоденький артиллерийский лейтенант принял свой первый бой под Воронежем, он не знал и не мог знать, что война станет не только частью его биографии, но и фундаментом творчества будущего поэта. Обошедшись с ним жестоко, она стала его ненавистью и любовью. И её отсвет ложится даже на сугубо мирные его стихи, которые, по его словам, «совсем не о войне». Даже на его хлёсткие сатирические четверостишия о самой что ни на есть нашей сумбурной действительности, где иногда не разберёшь: добро ли, зло ли? Рыбалко разбирает. Он бьёт точно в цель, которую определил ещё в первом бою.
Источник: http://dobro-biblio.com/publ/donbass/ljudi/nikolaj_rybalko_doneckij_poeht/30-1-0-270