Василий Перов. «Сцена у железной дороги». Commons.wikimedia.org
Символический барьер, преграждающий путь конным и пешим, кажется частью истории Древней Руси. Но на самом деле шлагбаумы появились в России в числе других европейских заимствований, привнесенных в наш быт императором Петром I.
Разумеется, пограничные заставы и охранные пункты существовали на Руси и раньше, однако механизм шлагбаума был разработан лишь в XVIII веке. SPB.AIF.RU рассказывает об истории возникновения таких преград.
1720 год был богат на новаторские указы императора: издан Генеральный регламент — первый устав государственной гражданской службы, утвержден Морской устав, основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение Российской империи, начато строительство охтинского Адмиралтейства.
Первым же в этом году стал указ Петра I, посвященный «усилению охраны правопорядка» в столице. С помощью шлагбаумов император полагал бороться с «лихими людьми», иначе говоря – разбойниками. Преграды были установлены в конце улиц и опускались на ночь. Поднять шлагбаум мог только ночной караул и только по веской причине: например, пропустить доктора, священника, посыльного или припозднившегося знатного горожанина. Чтобы миновать заставу, нужно было держать перед собой факел и громко сообщать о своих намерениях.
Открывали шлагбаумы только на рассвете, чтобы весь день они не мешали местным жителям передвигаться. Такой способ охраны был менее надежным, чем глухие ворота, но с точки зрения затрат и экономии пространства более удобным.
Название свое это устройство получило из немецкого языка. Schlagbaum можно перевести как «упавшее дерево». Разумеется, нечто подобное существовало у нас и в допетровскую эпоху, только называли такие штуки «препонами» или «рогатками». Хотя «рогатки» были больше похожи на противотанковые ежи, собранные из толстых веток.
Источник: https://spb.aif.ru/city/event/1439738