Временный мавзолей с траурными венками. 27 января 1924 г. Фото: РГАСПИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 671.
22 января напряженная работа съезда была неожиданно прервана. Всероссийский староста М.И. Калинин сообщил трагическую весть — умер председатель Совнаркома В.И. Ленин. Как свидетельствуют очевидцы, в зале послышались испуганные возгласы; в президиуме съезда Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, уронив головы на стол, плакали, как дети. Съезд обратился с воззванием «Ко всем трудящимся», в котором призывал к единству и сплоченности. Заседания съезда были прерваны на неделю. Руководители партии и государства спешно направились в подмосковные Горки, куда уже стихийно началось массовое паломничество крестьян из ближайших сел и деревень.
Траурное шествие за гробом В.И. Ленина на пути из Горок к железнодорожной станции Герасимовка. 23 января 1924 г.
Фото: РГАСПИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 74
В тот же день, 22 января, насколько позволяют выяснить документы и материалы, первыми из числа религиозных деятелей, откликнувшихся на смерть Ленина, стали представители мусульманских организаций: Центрального духовного управления и соборной мечети Москвы, обратившиеся к Калинину и Каменеву с выражением «глубочайших скорби и соболезнования» по случаю смерти «великого печальника… и вождя всех угнетенных Владимира Ильича Ленина, вдохновителя всего мусульманского мира в борьбе за освобождение от угнетателей»1.
Встреча траурного поезда в телом В.И. Ленина на Павелецком вокзале. 23 января 1924 г.
Фото: РГАСПИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 98.
23 января от станции Герасимовская (ныне Ленинская) в Москву отправился траурный поезд, который вел официальный паровоз Ленина У-127. За восемь месяцев до трагических событий Ильич был назначен его старшим машинистом. В багажном вагоне N 1691 находился гроб с телом покойного. Состав прибыл на Павелецкий вокзал, где был встречен огромной толпой. Отсюда гроб доставлен в Дом Союзов и установлен в Колонном зале, где в течение пяти дней и ночей проходило прощание с усопшим, на которое пришли до полумиллиона человек.
Траурная марка почты СССР. 1924 г. и Правительственное обращение по случаю смерти В.И. Ленина.
Фото: РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.
В дни прощания с Ильичом страна погрузилась в атмосферу народной скорби, острого ощущения невосполнимости утраты, повсеместно проходили траурные митинги, демонстрации и иные церемонии, собрания рабочих, крестьян, военнослужащих, студентов, учащихся. Это был первый опыт общенационального оплакивания общих для всех горестных лет, включивших в себя мировую войну, революции, гражданское кровавое противостояние, голод, эпидемии.
Закрытые сводки ГПУ тех дней содержат различную информацию о настроениях населения. В них можно прочитать не только о тысячах и тысячах вступавших в партию, о клятвах коммунистов и комсомольцев «продолжить дело Ленина», о заявлениях беспартийных крепить союз с партией, но и сведения на религиозную тематику. В частности, сообщалось о богослужениях, молебнах с «поминовением новопреставленного раба Божьего Владимира» при большом стечении народа; о многочисленных случаях, когда крестьяне, проезжая мимо зданий с вывешенными портретами Ленина, крестились, и желали ему «царствия небесного».
24 января Патриарх Московский и всея Руси Тихон и члены Священного Синода при нем — митрополиты Тихон (Оболенский), Серафим (Александров) и Петр (Полянский) — через газету «Известия» выразили «соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося председателя Совета народных комиссаров В.И. Ульянова (Ленина)»
Известно, что к Патриарху Тихону обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу? Из опубликованной в газете «Вечерняя Москва» беседы корреспондента с патриархом разъяснялась его позиция: «Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души. Я считал бы оскорблением памяти Ленина, его близких и семьи, если бы православное духовенство участвовало в похоронах, ибо Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело.
Стоит напомнить, что для тогдашней советской власти Тихон — это «бывший патриарх». В качестве «законной» власти в Православной Церкви признавался обновленческий Синод. От имени этого «законного» органа в ЦИК СССР, к Калинину, обращался митрополит Евдоким (Мещерский). Приводили газеты и мнение Евдокима о Ленине-атеисте. В частности, такие его слова: «В заграничной, главным образом, белогвардейско-эмигрантской прессе Ленин изображался как неистовый гонитель и ненавистник православной церкви и религии вообще. Это в корне неверно. Ленин относился к верующим в высшей степени справедливо и беспристрастно и боролся только с преступниками в рясе. Те, кто ныне клевещут на Ленина, не оригинальны: они просто повторяют давным-давно «выплеснутое» и тогда же опровергнутое».
Почетный и воинский караул у гроба В.И. Ленина, установленного на Красной площади. 27 января 1924 г
Фото: РГАСПИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 553.
Кроме него, к Калинину обращался епископ Антонин (Грановский), возглавлявший обновленческую группу «Союз церковного возрождения» и соболезновавший «неожиданной остановке того сердца, которое билось за трудящихся и бедняков.
Состоявшееся в Московской богословской (обновленческой) академии собрание учащихся и учащих вынесло специальную резолюцию, в которой было «постановлено» «остаться верными высоким заветам В.И. Ленина, отдать свои силы моральному воспитанию верующих масс и проведению в народные массы … истинной свободы трудящихся»7.
Обращался с письмом к Калинину и известный обновленческий протоиерей Александр Введенский с присущим ему экстатическим и метафорическим стилем: «Мы, борцы за свободу церкви, верим, что дело Ленина не умрет с его телом, что та правда Всемирного братства, пророком которого был он, озарит весь мир».
В дни прощания с Лениным во ВЦИК и ЦИК СССР направили письма-сожаления представители протестантских церквей. Совет Всероссийского союза христиан-адвентистов седьмого дня особенно подчеркивал, что именно при жизни Ленина принята Конституция, провозгласившая «принципы свободы совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды», и выражавшие надежду, что и в последующем «его заветы будут продолжать жить в словах и деяниях» его последователей[9]. А лидер евангельских христиан И.С. Проханов от имени Всесоюзного совета в телеграмме Зиновьеву выразил «глубокую скорбь».
…27 января на Красной площади прошли последние траурные мероприятия, и гроб с телом вождя был помещен в спешно построенное специальное здание — Мавзолей.
Публикуемые телеграммы и письма хранятся в РГАСПИ в фонде Комиссии ЦИК СССР по организации похорон В.И. Ульянова (Ленина) (Ф. 16. Оп. 1. Д. 250). Документы воспроизводятся с сохранением стилистических особенностей, выявленные опечатки исправлены и не оговариваются. Сокращения раскрыты в квадратных скобках.
Публикацию подготовили заместитель начальника отдела РГАСПИ кандидат исторических наук Анна Кочетова и главный специалист РГАСПИ доктор исторических наук Михаил Одинцов. источник: https://rg.ru/2018/01/21/rodina-lenin.html