Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 года в Москве в семье авиаконструктора А.Н. Туполева.
Детство и образование
Во время Великой Отечественной войны Алексей с родителями был эвакуирован в Омск, где в 1942 году окончил среднюю школу. В том же году он начал работать в опытном конструкторском бюро (ОКБ) своего отца Андрея Туполева на должности конструктора завода. Его первой конструкторской работой стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, использовавшаяся в серийном производстве для экономии металла в годы войны. В 1949 году Алексей окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.
Карьера
С 1942 по 1949 годы Алексей Андреевич работал в ОКБ своего отца, а после окончания института стал ведущим конструктором. С 1963 по 1973 год он занимал должность главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ. Алексей принимал участие в проектных работах по созданию самолётов Ту-16, Ту-95 и других.
В 1950-х годах Алексей Туполев возглавил новое подразделение ОКБ «К», специализировавшееся на создании беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Под его руководством были разработаны и приняты на вооружение сверхзвуковой БПЛА Ту-123 «Ястреб», а также многоразовые БПЛА Ту-141 и Ту-143 и разведывательные комплексы на их основе.
В 1973 году Алексей Андреевич стал генеральным конструктором ОКБ. Он руководил работами над военными проектами Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-142М, Ту-95МС и другими. Алексей Туполев внес значительный вклад в развитие пассажирской авиации и военных авиационных комплексов дальней авиации.

Научная и общественная деятельность
В 1949 году Туполев окончил Московский авиационный институт, а в 1953 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук под руководством С.И. Зоншайна. В 1963 году ему была присвоена учёная степень доктора технических наук за научные труды по новым летательным аппаратам.
С 1978 по 1985 годы Алексей Андреевич был заведующим кафедрой «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института им. К.Э. Циолковского. 15 марта 1979 года он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а 26 декабря 1984 года — академиком АН СССР по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение».
Алексей Андреевич был членом Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ, автором ряда трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых пассажирских самолётов и авиационной эргономике.
Политическая деятельность
Алексей Туполев избирался от БАССР в Верховный Совет СССР. Он был депутатом Верховного Совета СССР — Совета Национальностей от РСФСР по Башкирской АССР (1975—1979, Орджоникидзевский избирательный округ № 504; 1980—1985, Ишимбайский избирательный округ № 509). В 1995 году он участвовал в избирательном блоке Тихонов—Туполев—Тихонов на выборах в Госдуму, но блок набрал всего 0,15 % голосов и не прошел в Думу.
Заключение
Алексей Андреевич Туполев был талантливым авиационным инженером и конструктором, который внёс неоценимый вклад в развитие авиации. Его научные и инженерные достижения, а также общественная деятельность оставили значительный след в истории отечественного авиастроения.

Туполев умер 12 мая 2001 года похоронен на Новодевичьем кладбище.