Противолодочный вертолёт-амфибия Ми-14ПЛ — один из наиболее уникальных и выдающихся образцов советской военной авиации, созданный в рамках потребностей ВМФ СССР в 1960–1970-х годах. Ниже — подробный рассказ об истории его создания, особенностях конструкции и значении для флота.
📌 История создания Ми-14ПЛ
В середине 1960-х годов перед Военно-морским флотом СССР встала проблема — необходимость в многофункциональном и надёжном противолодочном вертолёте, способном действовать в прибрежной зоне, садиться на воду и нести современное поисково-ударное вооружение.
Почему Ми-14?
Разрабатывавшийся тогда Ка-25 от ОКБ Камова хоть и был специализированным морским вертолётом, не имел полноценной амфибийной схемы, а его габариты и грузоподъёмность ограничивали состав бортового оборудования. Руководство ВМФ обратило внимание на грузоподъёмную и хорошо зарекомендовавшую себя «сухопутную» платформу — Ми-8.
📌 Предыстория: проект В-8Г и В-14
Ещё в ноябре 1959 года было утверждено задание на проект В-8Г («Гидро»), на базе Ми-8. Вертолёт должен был входить в состав поисково-ударного комплекса из двух машин: одна для обнаружения подлодок, вторая — для их уничтожения. Но к 1965 году концепция изменилась: было решено создать один универсальный вертолёт, сочетающий обе функции.
🔹 30 апреля 1965 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР был утверждён проект В-14, будущий Ми-14.
🔹 Конструкцию курировал Леонид Николаевич Бабушкин, ведущий инженер проекта.
🔹 Первоначально рассматривались два варианта: поисковый и ударный по отдельности, но позже был выбран единый поисково-ударный.
📌 Конструктивные особенности
- Корпус: Ми-14 построен по классической схеме с несущим винтом и Х-образным хвостовым винтом. Его фюзеляж имел лодочную форму, что позволяло взлетать и садиться на воду — редкое качество для военных вертолётов.
- Шасси: впервыe в советском вертолётостроении было выполнено убирающимся, что улучшило аэродинамику.
- Главный редуктор ВР-14 был специально разработан ОКБ «Изотова» под повышенные нагрузки.
- Двигатели: использовались более мощные ТВД, чем на Ми-8, что позволило увеличить полезную нагрузку.
- Оборудование: радиогидроакустические буи, магнитометр, погружаемая гидроакустическая станция, торпеды, глубинные бомбы и др.
📌 Испытания и принятие на вооружение
- Первый полёт 1 августа 1967 года совершил лётчик-испытатель Юрий Степанович Швачко.
- Государственные испытания начались в 1968 году и шли до декабря 1974 года. Испытания проводились как в Подмосковье, так и в Феодосии на Чёрном море.
- Серийное производство было налажено в 1973 году на заводе № 387 в Казани.
- Официально принят на вооружение 11 мая 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР под обозначением Ми-14ПЛ.
- Приказ министра обороны СССР об этом был подписан 25 июня 1976 года.
🏆 Значение и награды
За разработку вертолёта группа инженеров и специалистов Московского вертолётного завода (МВЗ) была удостоена Государственной премии СССР. Ми-14ПЛ стал единственным в мире серийным противолодочным вертолётом-амфибией.
✈ Модификации Ми-14:
- Ми-14ПЛ — основная противолодочная версия;
- Ми-14ПС — поисково-спасательный;
- Ми-14БТ — тральщик мин;
- Ми-14ПЖ — пожарный (экспортный и опытный варианты).