11 мая 1938 года состоялся первый полёт опытного самолёта ВИТ-2 с двигателями М-103, созданного под руководством выдающегося советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова. Этот самолёт пилотировал один из самых известных советских лётчиков-испытателей — Валерий Павлович Чкалов.
📌 Что такое ВИТ-2?
ВИТ — аббревиатура от «Воздушный Истребитель Танков». ВИТ-2 был развитием концепции ВИТ-1, разрабатывавшейся в первой половине 1930-х годов. Поликарпов стремился создать многоцелевой тяжёлый штурмовой самолёт, способный эффективно поражать бронированные цели на земле — прежде всего танки, а также использоваться как тяжёлый истребитель.
✈️ Конструкция ВИТ-2
- Тип: Двухмоторный тяжёлый штурмовик/истребитель сопровождения.
- Двигатели: Два двигателя М-103, мощностью по 960 л.с. каждый.
- Вооружение:
- В носовой части самолёта располагалась 75-мм пушка, в некоторых источниках упоминается 37-мм пушка.
- Также предполагалась установка пулемётов ШКАС и пушек ШВАК.
- Экипаж: 2 человека — лётчик и стрелок-наблюдатель.
- Шасси: Убирающееся.

🧪 Испытания
Первый полёт, совершённый 11 мая 1938 года, прошёл под управлением легендарного Валерия Чкалова. Самолёт продемонстрировал неплохие лётные качества, но выявились и серьёзные проблемы:
- высокая масса,
- сложность в управлении,
- перегруженность конструкции вооружением,
- неудачная аэродинамика.
Кроме того, авиационные требования и доктрина к концу 1930-х годов начали смещаться в сторону более манёвренных и лёгких штурмовиков (например, впоследствии появился Ил-2).
🔚 Судьба проекта
Несмотря на значительный интерес к концепции тяжёлого штурмовика, ВИТ-2 не пошёл в серийное производство. Проект был закрыт, а усилия Поликарпова переключились на другие разработки, включая истребители, такие как И-180 и И-185.

👤 Валерий Чкалов и ВИТ-2
Чкалов был не только выдающимся пилотом, но и участником испытаний многих экспериментальных машин. Его участие в первом полёте ВИТ-2 подчёркивает важность, которую придавали проекту на раннем этапе. Однако ВИТ-2 стал одним из последних самолётов, испытанных им — через семь месяцев, в декабре 1938 года, Чкалов погиб при испытаниях другого самолёта — И-180, также созданного под руководством Поликарпова.