17 апреля 1962 года — Первый полёт экспериментального истребителя МиГ Е-8

отadmin

Апр 17, 2025 ,

Общие сведения

17 апреля 1962 года лётчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов поднял в воздух экспериментальный истребитель Е-8 (изделие «83») — перспективную машину, разрабатываемую в ОКБ-155 (ОКБ МиГ) как глубокую модернизацию МиГ-21. Этот самолёт должен был стать новым многоцелевым фронтовым истребителем с улучшенными характеристиками, но программа была свёрнута из-за катастрофы прототипа.

История создания

1. Предпосылки разработки

  • В начале 1960-х СССР нуждался в более совершенном фронтовом истребителе, чем МиГ-21.
  • Основные задачи для Е-8:
    • Увеличение дальности и боевой нагрузки.
    • Улучшение аэродинамики (новая носовая часть с радиолокационной станцией).
    • Более мощный двигатель Р-21Ф-300 (тяга на форсаже ~7200 кгс).

2. Конструктивные особенности

  • Планер:
    • Основан на МиГ-21, но с новым крылом (увеличенная площадь).
    • Переработанная носовая часть (для размещения РЛС «Сапфир-21»).
    • Воздухозаборник с управляемым конусом (как на поздних МиГ-21).
  • Двигатель:
    • ТРДФ Р-21Ф-300 (развитие двигателя Р-11, но с увеличенной тягой).
  • Вооружение:
    • Планировалось использование управляемых ракет К-23 (Р-23).
    • Встроенная пушка ГШ-23.

Первый полёт и испытания

  • Дата: 17 апреля 1962 года (лётчик-испытатель Г. К. Мосолов).
  • Ход испытаний:
    • Первые полёты прошли успешно, но 11 сентября 1962 года произошла катастрофа:
      • На Е-8/2 (второй прототип) разрушился двигатель в полёте.
      • Мосолов катапультировался, но получил тяжёлые травмы (его карьера испытателя фактически закончилась).
  • Причины аварии:
    • Дефект конструкции турбины двигателя Р-21Ф-300.
    • Проблемы с вибрациями на определённых режимах.

Закрытие программы

  • После катастрофы работы по Е-8 заморозили, а затем свернули в пользу других проектов (МиГ-23).
  • Причины отказа:
    1. Ненадёжность двигателя Р-21Ф-300.
    2. Появление более перспективных проектов (МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла).
    3. Успехи конкурирующего ОКБ Сухого (Су-15, Су-17).

Наследие Е-8

  • Некоторые технические решения (например, РЛС «Сапфир») позже использовались в МиГ-23.
  • Опыт испытаний помог в разработке МиГ-25.
  • Е-8 остался в истории как «последний истребитель МиГ с треугольным крылом» перед переходом к изменяемой геометрии.

Технические характеристики Е-8 (проектные)

ПараметрЗначение
Длина~16,5 м
Размах крыла~8,1 м
Макс. взлётная масса~10 500 кг
ДвигательР-21Ф-300 (7200 кгс)
Макс. скорость~2300 км/ч
Практический потолок~19 000 м
ВооружениеР-23, ГШ-23, бомбы

Вывод

Е-8 мог стать эволюционным развитием МиГ-21, но из-за технических проблем и смены приоритетов проект закрыли. Тем не менее, он оказал влияние на дальнейшие разработки ОКБ МиГ, особенно на МиГ-23.

Если нужны дополнительные детали (например, сравнение с американскими аналогами или подробности о РЛС «Сапфир»), уточните — могу дополнить ответ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER