Даты жизни: 15 марта 1880, Севастополь — 12 марта 1925, Прага.
Род деятельности: русский писатель, сатирик, драматург, театральный критик, редактор журналов «Сатирикон» (1908–1913) и «Новый Сатирикон» (1913–1918).
Ранние годы
Аркадий Аверченко родился в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата из Полтавщины. Из-за слабого здоровья и плохого зрения он не получил системного образования, но природный ум помог ему компенсировать этот недостаток.
Работать начал рано: в 15 лет устроился младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Этот период жизни он позже описал в ироничной «Автобиографии» и рассказе «О пароходных гудках». В 1897 году переехал в Донбасс, где четыре года работал конторщиком на Брянском руднике. Жизнь на руднике вдохновила его на рассказы, такие как «Вечером» и «Молния».

Незадолго до этого он написал: «…не смотрите на мир так, как будто он — неловкий слуга, не сумевший услужить вам, и поэтому достойный презрения и проклятий! Используйте его получше и умирайте попозже».
Умереть попозже ему не удалось.
У него была типичная биография человека, сумевшего пробиться с самого низа на самый верх. Перебрав множество профессий, он оказался в Петербурге, основал журнал «Сатирикон» (1908-1913), а затем «Новый Сатирикон» (1913-1918), собрал в него уникальную команду авторов и сделал этот журнал самым ярким юмористическим изданием в истории России.
В нем печатались все – от Мандельштама и Маяковского до Тэффи и Саши Черного. Иллюстрации делали Бакст, Билибин, Добужинский, Лансере… Сам Аверченко в «Сатириконе» был необычайно многолик – писал рассказы, фельетоны, короткие заметки, вел рубрику «Почтовый ящик», где ядовито отвечал графоманам, ищущим признания. В ноябре 1911 года Аверченко начал выпускать детский журнал «Галчонок» — лучший детский журнал начала ХХ века. В «Галчонке» печатались сказки А.Н. Толстого, рассказы О.Форш, переводы произведений популярнейших в те годы западных авторов: О. Уайльда и Э. По, Д. Лондона и С. Лагерлеф, Э. Сетон-Томпсона. В 1917 году дополнительно начинают выходить его журналы «Барабан» и «Эшафот».
Вместе с этим выходят сборники его рассказов, имевшие огромную популярность и доходившие до Николая Второго – по слухам, царь даже один раз приглашал Аверченко выступить перед его семьей. Сборник «Рассказы для выздоравливающих» за три недели разлетелся по Петербургу и всей России в количестве 70 тысяч экземпляров, а «Веселые устрицы» выдержали за шесть лет 24 издания. По сценариям Аверченко были сняты фильмы «Блюститель нравственности» (1914), «Без пуговиц» (1915) и «Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок» (1916).
Революцию Аверченко не принял и в «Новом Сатириконе» открыто говорил все, что думал о большевиках. В июле 1918 года «Новый Сатирикон» был закрыт. Аверченко бежал, в Киеве начал издавать газету «Чертова перечница», потом оказался в 1919 году в родном Севастополе. Там он выпустил в 1920 году сборник «Нечистая сила», в котором описал все ужасы происходящего. Его издавали в эмиграции в Берлине, Варшаве, Праге, Шанхае, Софии. Уже после смерти его издавали в Париже, Токио и даже берлинское Министерство пропаганды Геббельса издало в 1943 году его книгу «для библиотек остарбайтеров».
Издавали Аверченко и в Советской России до конца 1920-х годов, а затем наступило забвение на десятки лет. Только в 1964 году вышло две небольших книжки, после чего издание книг Аверченко в СССР возобновилось только в 1989 году. Сам «Сатирикон» несколько раз пытались возобновить. Первый раз в Париже в 1931 году. В нем еще публиковались некоторые бывшие авторы настоящего «Сатирикона», но вышло всего 28 номеров. И в 1951 году была сделана вторая попытка во Франкфурте на Майне. Но от журнала осталось только название – это был просто едкий антисоветский журнал, где не было ни одного бывшего сотрудника.
Вместе с белогвардейцами Аверченко покинул Крым и оказался в Константинополе. Там он открыл кабаре «Гнездо перелетных птиц», издал три книги. Наконец переехал в Прагу, где провел последние годы жизни. Он очень тосковал по родине. Похоронили его на Ольшанском кладбище Праги, рядом с православным храмом. Приехав в Прагу, я первым делом помчался на это кладбище и в храме стал спрашивать, где похоронен Аверченко. Никто не знал. Выйдя из храма, я приготовился к долгим поискам, но обнаружил могилу … прямо напротив храма. В самой же Праге я не нашел ни одного издания Аверченко – ни старого, ни современного.
Сегодня Аверченко издан максимально полно – вышло 13 томов, а также его биография в серии ЖЗЛ авторства В.Миленко, которая всю жизнь тщательно и подробно занимается Аверченко. Но все равно его в нашей жизни очень мало. А ведь многие произведения Аверченко удивительно современны, поразительно точны, глубоки, умны.
И современны.
Начало литературной карьеры
В начале 1900-х Аверченко переехал в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» опубликовал свой первый рассказ — «Как мне пришлось застраховать жизнь» (позже переизданный как «Господин Цацкин»). Однако сам писатель считал своим дебютом рассказ «Праведник» (1904).
В 1906–1907 годах он редактировал сатирические журналы «Штык» и «Меч», но был уволен с формулировкой: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». В 1907 году Аверченко переехал в Петербург, где сотрудничал с второстепенными изданиями, включая журнал «Стрекоза».
«Сатирикон» и расцвет творчества
В 1908 году Аверченко стал редактором нового журнала «Сатирикон», который быстро завоевал популярность. Вместе с талантливыми авторами — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым и другими — он создал яркие юмористические произведения. Рассказы Аверченко ставились в театрах по всей России.
В 1911–1912 годах Аверченко путешествовал по Европе с друзьями-сатириконцами, что вдохновило его на книгу «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу» (1912). В 1913 году, после конфликта с издателем Корнфельдом, он основал «Новый Сатирикон», куда перешла большая часть коллектива старого издания.
Революция и эмиграция
После Октябрьской революции Аверченко занял антибольшевистскую позицию. В июле 1918 года «Новый Сатирикон» был закрыт, а писатель через оккупированные территории добрался до Крыма, где при белых властях продолжал творческую деятельность.
В 1920 году, после поражения белых, Аверченко эмигрировал в Константинополь, где возродил театр «Гнездо перелётных птиц». Позже он переехал в Софию, Белград, а в 1922 году обосновался в Праге. Там он сотрудничал с газетами «Prager Presse» и «Lidové Noviny», продолжая писать сатирические произведения.

Последние годы и смерть
В 1924 году Аверченко перенёс операцию по удалению глаза, что серьёзно подорвало его здоровье. 12 марта 1925 года он скончался в Праге на 45-м году жизни. Похоронен на Ольшанском кладбище.
Наследие
Аркадий Аверченко оставил богатое литературное наследие, включающее юмористические рассказы, пьесы и театральные рецензии. Его творчество остаётся актуальным благодаря остроумию и тонкой сатире, направленной на человеческие пороки и социальные проблемы.