8 марта 1945 года – Шёл 1356-й день Великой Отечественной войны

8 марта 1945 года

Восточно-Померанская операция. Со второй половины дня войска центра и левого крыла 2-го Белорусского фронта начали преследование отходившей 2-й немецкой армии. 3-й гвардейский танковый корпус вместе с 19-й армией овладел городом Штольп и продолжил движение на Лауенбург.

По решению Ставки 1-я гвардейская танковая армия Михаила Катукова временно передавалась состав 2-го Белорусского.

Балатонская оборонительная операция. Стремясь прорваться к Дунаю, немцы ввели в полосе обороны 26-й армии 3-го Украинского в бой 2-ю и 9-ю танковые дивизии СС, которые начали наступление в направлении Шерегейеш, Адонь. На восточном берегу канала Шарвиз противник потеснил части 63-й кавдивизии, но был остановлен огнём САУ, выдвинутых к месту прорыва.

На севере. Авиация СФ в 14 самолёто-вылетах вела поиск пл и мин противника у Кольского залива и в Варангерфьорде, 1 самолёт летал на воздушную разведку. 5 больших охотников перевезли из бухты Озёрко личный состав 349-го отдельного пулемётного батальона. 2 тщ выходили на траление мин в Святоносский залив, 1 тщ выполнял межбазовый переход. Из Кольского залива в Линахамари перешли 2 тщ и 1 буксирный пароход. Их обеспечивали 3 больших и 4 малых охотника, сбросивших на обнаруженную гидроакустикой пл неприятеля глубинные бомбы. Дозоры несли 1 тщ и 2 пк.

На западе. Авиация БФ в 31 самолёто-вылете вела воздушную разведку в Балтийском море и порту Либавы, сбив 1 вражеский Ю-52. 2 торпедоносца в сопровождении 2 истребителей выполняли крейсерство в море, 4 Ил в сопровождении 2 Як — поиск пл неприятеля в Ирбенском проливе, и 4 Ла вылетали на перехват вражеских воздушных разведчиков в Финском заливе. Пл К-53 ( капитан 3 ранга Травкин И.В.) в р-не банки Штольпе 3-торпедным залпом из надводного положения потопила одиночный транспорт противника (ок. 4 тыс. т).

Сводка Совинформбюро за 8 марта 1945 года

Дневное сообщение 8 марта 1945 года

Войска 2-го Белорусского фронта, продолжая наступление, 8 марта овладели городами Бытув (Бютов) и Косьцежина (Берент) — важными узлами железных и шоссейных дорог и сильными опорными пунктами обороны немцев на путях к Данцигу, а также заняли более 300 других населённых пунктов, среди которых: крупные населённые пункты Адлих Либенау, Перплин, Райкау, Сварошин, Шадрау, Майстерсвальде, Штангенвальде, Эггертсхютте, Грабувко, Калиска, Корнен, Накель, Борнтухен, Альт-Кольциглов, Клайн и Гросс Ганзен, Клайн Зильков, Квакенбург, Францен. За 7 марта войска фронта взяли в плен более 2.000 немецких солдат и офицеров.

На Штеттинском направлении, северо-западнее и западнее города Штаргард, наши войска вели бои по очищению от противника восточного берега реки Одер и заняли более 60 населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Любцин, Христиненберг, Августвальде, Баренбрух, Кубланк, Реков, Колов, Зинцлов, Бремерхайде.

В боях за 7 марта войска 1-го Белорусского фронта взяли в плен свыше 3.000 немецких солдат и офицеров.

В Венгрии северо-восточнее и южнее озера Балатон наши войска продолжали отбивать атаки крупных сил пехоты и танков противника.

На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.

За 7 марта на всех фронтах подбито и уничтожено 116 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 39 самолётов противника.

Войска 2-го Белорусского фронта развивали успешное наступление. Советские пехотинцы при поддержке танков и артиллерии атаковали город Косьцежина (Берент)- сильный опорный пункт обороны немцев на подступах к Данцигу. Наши бойцы ворвались в город и после ожесточённых уличных схваток овладели им. Упорные бои происходили также на подступах к городу Бытув (Бютов). Этот город является важным узлом коммуникаций в восточной Померании. К нему сходятся три железные и несколько шоссейных дорог. Удерживая Бытув, немцы имели возможность маневрировать своими войсками. Бойцы Н-ского соединения, подошедшие к городу, отразили следовавшие одна за другой десять контратак противника. Тем временем наши подвижные части совершили обходный манёвр и нанесли врагу удар с северо-запада. В результате ожесточённого боя сопротивление немцев было сломлено. Остатки разбитого вражеского гарнизона в беспорядке отступили.

Войска фронта, преодолевая лесные завалы, минные поля и ломая оборону противника, построенную между озёрами, продвинулись вперёд на 20 километров. В районе населённого пункта Штангенвальде немцы бросили в контратаку танки. Наши танкисты уничтожили 13 вражеских танков и выбили немцев из Штангенвальде, находящегося в 20 километрах к юго-западу от Данцига. За день боёв наши войска истребили свыше 3 тысяч немецких солдат и офицеров. Уничтожено 42 танка и самоходных орудия противника. Захвачено у немцев 6 самолётов, 3 железнодорожных эшелона с военным имуществом и большое количество вооружения. Взят в плен командир немецкой запасной бригады «Герман Геринг» полковник Майер со своим штабом.

На Штеттинском направлении наши войска продолжали наступление. Советские танки и пехота, продвигаясь вдоль шоссейных и железных дорог, идущих к городу Альтдамм, выбили немцев из ряда населённых пунктов. Ожесточённые бои идут в 5 километрах к востоку от Альтдамма. Немцы стремятся удержать в своих руках этот город, прикрывающий Штеттин с востока. Советские войска, наступающие в северном направлении между озером Мадю-Зее и рекой Одер, продвинулись вперёд на 15 километров. Занят ряд сильно укреплённых опорных пунктов. Отступая под ударами наших войск, противник несёт большие потери в живой силе и технике. По неполным данным, захвачено у немцев 5 самоходных орудий, 74 полевых орудия, более 100 миномётов, 300 пулемётов и другие трофеи.

В городе Штепенитц, занятом вчера нашими войсками, захвачено 23 паровоза, более 500 железнодорожных вагонов и цистерн, пароход с баржей и несколько складов с боеприпасами, продовольствием и военными материалами.

В Венгрии северо-восточнее и южнее озера Балатон противник на рассвете возобновил атаки. На узком участке немцы бросили в бой крупные силы пехоты и танков. Мощным огнём из всех видов оружия и контрударами советские части отбивают атаки гитлеровцев. В ходе ожесточённого боя уничтожено свыше 2 тысяч немецких солдат и офицеров. Сожжено, подбито и подорвалось на минах 26 бронетранспортёров и 48 танков и самоходных орудий противника.

Отражая вражеские атаки, советские бойцы, сержанты и офицеры проявляют непоколебимую стойкость и героизм. Орудийный расчёт сержанта Нанешева в одном бою подбил три немецких танка. Бронебойщики Воронин и Емельянов вместе с группой автоматчиков истребили взвод вражеской пехоты и сожгли самоходное орудие. Пулемётчик Басаранов уничтожил 13 немцев. Два немецких танка атаковали пулемётный взвод лейтенанта Кропачёва. Лейтенант Кропачёв противотанковыми гранатами подбил один немецкий танк. Другой танк пулемётчики забросали бутылками с горючей смесью. Вражеская машина сгорела. Три немецких танка подорвались на минах, установленных сапёром Василенко.

Нашими кораблями в Балтийском море потоплен транспорт противника водоизмещением в 4 тысячи тонн.

Кольберг

Каждый участник битвы за Белин так или иначе получил опыт городских боев. Как ни странно, получили его и польские части, штурмуя в марте 1945 г. город Кольберг, ныне Колобжег.

Кольберг был объявлен «фестунгом» в ноябре 1945 г. и к февралю 1945 г. вокруг него были возведены укрепления. На 1 марта 1945 г. в городе был строительный батальон, батальон фольксштурма и дивизион зениток. Численность гарнизона города в итоге составляла 4000 человек с шестью неисправными танками и батареей 88-мм зениток.

Сражение за город началось в самом начале операции в Померании. 45-я гв. танковая бригада 11-го гв. танкового корпуса А.Х.Бабаджаняна 4 марта к 12.00 овладела юго-западной окраиной Кольберга.

Штурмовать город доверили 1-й армии войска Польского. Польские командиры поначалу считали, что справятся с Кольбергом двумя неполными пехотными дивизиями. Однако сразу получили щелчок по носу. В процессе смены польской пехотой подразделений корпуса Бабаджаняна немцы контратаковали и отбили часть позиций.

С утра 7 марта 3-я и 6-я польские дивизии начали штурм, но сразу начали терпеть неудачи и даже попадать в «огневые мешки». Командовавший 1-й АВП генерал Станислав Поплавский позднее вспоминал, что у него не было даже плана города, за которым пришлось посылать разведчиков в Кольберг.

Полякам пришлось на ходу осваивать штурмовые группы, ставить артиллерию на прямую наводку.

Постепенно для штурма было собрано около 28-30 тыс. человек польских войск. На ультиматум о сдаче был получен чванливый ответ «В 1807 году Наполеон не смог овладеть Кольбергом, а полякам тем более это не удастся». После двухнедельных боев город был на 90 % разрушен и пал только 18 марта. Армия Поплавского получила ценный опыт городских боев.

Но про этих своих солдат в нынешней Польше не помнят, только маки Монте-Кассино.

А. В. Исаев

8 марта 1945 года — Начались сепаратные переговоры Даллеса с личным представителем Гиммлера Вольфом

8 марта в Цюрихе состоялась первая встреча между главой американской разведки в Европе, резидентом УСС Аленом Даллесом и личным представителем рейхсфюрера СС Гиммлера генералом Карлом Вольфом.

Задачей Вольфа было «продать» американцам идею соединения немецких войск в Италии с «союзниками» и совместное воспрепятствование проникновению русских частей в Южную Европу.

За несколько встреч в Цюрихе будут достигнуты некоторые договоренности, в соответствии с которыми гитлеровцы фактически прекратят военную активность в Северной Италии, перестанут атаковать военные базы англичан и американцев, прекратят бомбардировку промышленных объектов, линий коммуникаций, в том числе связывающих юг Италии со Швейцарией.

Даллес в донесении директору УСС Уильяму Доновану о беседе с Вольффом 8 марта обрисует повышенную привлекательность позиции генерала СС. Донован, докладывая вопрос Рузвельту, госсекретарю Стеттиниусу и главкому Эйзенхауэру, «отредактирует» Даллеса таким образом, что Гиммлер окажется непричастным к начинавшимся переговорам, а заглавной целью самих переговоров будет «прекращение немецкого сопротивления в Северной Италии».

Естественно, в информации, заготовленной «союзниками» для Москвы, если она узнает и спросит, будет целиком сокрытым факт, что афера Вольффа стартовала не с нулевой отметки.

Встреча была уже кульминацией усилий, а правильнее сказать, большой игры. С конца 1944 УСС подсылало к германским командующим на Западном фронте отобранных из военнопленных немецких офицеров с предложением сложить оружие (можно и без формальной капитуляции).

Люди Гиммлера в свою очередь выходили на Даллеса через итальянских промышленников, архиепископа Милана кардинала Шустера, спецслужбы Швейцарии, немецкого консула в Лугано Константина фон Нейрата. Они предлагали перемирие, по которому англо-американским войскам упорядоченно передавалась бы вся Северная Италия в обмен на дозволение вывести соединения вермахта «за Альпы».

Карл Вольфф был практически продолжателем зондажей, которые делал Нейрат с декабря 1944 по январь 1945, но в переговорах с Даллесом опирался на принятый Гитлером 6 февраля доклад Вольфа, объяснявшего рейхсфюреру необходимость активных акций, дабы расколоть «противоестественный» союз США и Англии с СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER