Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» — Пушкин плачет

отadmin

Фев 22, 2025 ,

Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» — это попытка сделать классическую литературу и историю ближе к современным подросткам. Однако такие проекты всегда вызывают споры: с одной стороны, они могут пробудить интерес к классике, с другой — рискуют упростить или исказить оригинал. Давайте разберём ключевые аспекты этой экранизации и её потенциальное влияние на молодую аудиторию.

Фильм позиционируется как историческая драма о жизни Александра Пушкина, но, как и многие биографические фильмы, балансирует между фактами и художественным вымыслом. Он пытается представить поэта не как «икону» русской литературы, а как живого человека — со страстями, сомнениями и внутренними противоречиями. Такой подход мог бы сделать Пушкина ближе современной аудитории, но, на мой взгляд, образ поэта раскрыт недостаточно полно.

Возможно единственный прижизненный фотопортрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный самим Луи Дагером.

В фильме много его стихов, подробно показан процесс творчества, но сам Пушкин представлен довольно однобоко — как неуравновешенный человек. Чего стоит только сцена, где он с пистолетом встречает Дантеса у себя дома. Однако в ту эпоху люди были куда более сдержанными, особенно в высшем свете. Кроме того, в угоду драматическому эффекту и зрелищности многие исторические детали либо упрощены, либо искажены.

Например, фильм показывает вымышленную дуэль между Пушкиным и Корфом, хотя в реальности её не было. Да, они действительно учились вместе, но не вступали в подобные конфликты. В картине дуэль осуждается, но с хронологической точки зрения это спорный момент: во времена Александра I дуэли были разрешены, даже в случае летального исхода участники не подвергались серьёзному наказанию.

Литературоведы могут критиковать фильм за недостаточное внимание к творчеству Пушкина, которое здесь остаётся в тени его личной жизни. В фильме звучит много его стихов, но, что удивительно, присутствуют и стихи, написанные специально для фильма. На фоне произведений великого поэта они выглядят не просто слабо, а крайне неуместно. Возникает закономерный вопрос: зачем они вообще были созданы? Как такие тексты могут заинтересовать молодёжь — остаётся загадкой.

Музыкальное сопровождение тоже оставляет вопросы. Александра Алмазова, отвечавшая за постановку музыкальных номеров, упоминала, что музыку для фильма писали разные авторы. Это привело к тому, что в картине отсутствует единая атмосфера, что для исторической драмы критично.

К тому же в фильме личности персонажей далеки от своих реальных прототипов. Например, Дантес здесь представлен как жертва обстоятельств, хотя в реальности он был известным интриганом, и это подтверждено документально. Сомнительно выглядит и сцена прогулок Пушкина с Воронцовой по ночной Одессе. В ту эпоху женщины не позволяли себе подобного поведения, что подтверждается многочисленными историческими источниками.

Наконец, вызывает вопросы и трактовка отношений Пушкина с властью. В фильме поэт показан как жертва репрессий, но в действительности он был обласкан императором. Его ссылка — это вовсе не Магадан, а комфортный юг. Кроме того, утверждается, что царь разрешил Пушкину обращаться к нему по имени и отчеству, но это исторически неверно. Государя называли исключительно «Государь» или «Ваше Императорское Величество».

В итоге «Пророк» остаётся спорной экранизацией. С одной стороны, фильм старается говорить с молодёжью на её языке, но с другой — делает это за счёт вольного обращения с историей. Насколько оправдан такой подход — каждый зритель решает для себя.

Жорж Шарль Дантес

Мнение экспертов:

  • Литературоведы: Часто отмечают, что биографические фильмы о писателях редко передают глубину их творчества. Пушкин — это не только его жизнь, но и его стихи, проза, мысли. На мой взгляд фильм недостаточно затронул эту сторону, он рискует остаться лишь поверхностной драмой.
  • Кинокритики: Подчёркивают, что успех фильма зависит от того, насколько удачно режиссёру удалось совместить историческую достоверность с увлекательным сюжетом. Если баланс нарушен, фильм может потерять как образовательную, так и развлекательную ценность.

Многие подростки сегодня избегают классической литературы XIX века, и это неудивительно. Язык кажется им сложным, архаичным, полным непонятных выражений и длинных описаний. Они не всегда видят связь между произведениями того времени и своей жизнью, считая, что проблемы героев давно устарели. Режиссёр снимал фильм, стараясь смотреть на происходящее глазами молодёжи, думать, как она. Человек среднего возраста пытался встать с ней на одну ступень. Но у нас это не получается — по крайней мере, у меня. Я не понимаю их сегодняшней легкомысленности, безразличия, какой-то беспечности. У них нет целеустремлённости, ничего не нужно. Конечно, я не говорю обо всех — дети разные.

Школьная программа тоже не всегда помогает: вместо того чтобы прочувствовать текст, ученики вынуждены разбирать его по частям, анализируя художественные средства и сюжетные линии. В результате чтение превращается в обязательство, а не в удовольствие. К тому же современный мир предлагает массу более быстрых и лёгких способов развлечения — соцсети, видеоигры, сериалы. На фоне этого погружение в толстые книги кажется чем-то устаревшим. Сегодня так мало педагогов, способных глубоко раскрыть ту эпоху — показать, как люди вели себя в обществе, их манеру речи, культуру повседневной жизни. То есть по-настоящему погрузиться в то время. К сожалению, многие просто следуют учебному плану, а порой и сами не до конца знают, что было тогда на самом деле.

Пистолеты Дантеса немецкого мастера Карла Ульбриха

Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» — ещё одна попытка приблизить классику к молодежи. Успех таких проектов зависит от того, насколько создателям удаётся соблюсти баланс между исторической достоверностью, увлекательным сюжетом и уважением к оригинальному материалу. Важно помнить, что экранизации и адаптации могут сыграть роль первой ступени, но они не заменяют настоящего знакомства с классикой. Ведь только чтение оригинальных произведений позволяет понять их истинную глубину и смысл. Посмотреть фильм всё-таки стоит — в нём хорошая актёрская игра, и во многом именно она спасает картину. Актёры перекрывают недостатки сценария, делают сюжет более живым. Но есть и другой момент: возможно, создатели решили не просто изменить историю, а намеренно подменить историческую действительность. В фильме Дантес представлен как жертва обстоятельств, хотя на самом деле он был искусным интриганом, и это подтверждено документально. Конечно, многие скажут: «Таков взгляд режиссёра», но тогда зачем вплетать сюда молодёжь?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER