17 февраля 1945 года
Восточно-Прусская операция. Ставка приказала командующему 1-м Прибалтийским фронтом Ивану Баграмяну сначала очистить от врага Земландский полуостров. На это брошены основные силы, у Кенигсберга лишь необходимое для блокады войска.
Савка Гитлера приказала ускорить прорыв блокады Кенигсберга, для чего потребовала нанести два встречных удара из Кенигсберга и с Земландского полуострова вдоль северного побережья залива Фришес-Хафф.
Восточно-Померанская операция. 49-я армия 2-го Белорусского форсировала Шварцвассер, заняла Оше и пошла к Черску.
Ставка. 1-му Белорусскому фронту напрвлена директива о проведении Восточно-Померанской операции.
2-му и 3-му Украинским фронтам направлена директиву о подготовке и проведении Венской наступательной операции. 9-я гвардейская армия передана из Резерва Ставки в распоряжение командующего 2-м Украинским фронтом.
2-й Украинский фронт. 1-й танковый корпус 6-й немецкой танковой армии СС нанёс из района Комарно неожиданный контрудар по 7-й гвардейской армии и 4-му мехкорпусу 2-го Украинского, оборонявшихся на плацдарме на правом берегу реки Грон. Командующий фронтом Родион Малиновский усилил это направление одним кавкорпусом из 1-й гвардейской конно-механизированной группы и одним корпусом из резерва. Но сил оказалось недостаточно для удержания плацдарма.


На севере. Из Кольского залива в Англию вышел союзный конвой RA-64 (30 тр, 4 тн, 1 кр, 2 авианосца, 10 эм, 3 шлюпа и 4 корвета). Конвой обеспечивали корабли СФ (2 эм, 1 скр, 3 тщ, 5 тка, 4 больших и 3 малых охотника) и авиация флота в 44 самолёто-вылетах. За несколько часов до этого английский корвет «Ларк» потопил у Сеть-Наволока немецкую пл, подобрав из воды одного члена её экипажа.
На Кильдинском плесе конвой атаковала немецкая пл, торпедой с которой была оторвана корма у корвета «Ларк», и буксиры отвели его обратно в залив. Спустя полтора часа вражеская торпеда попала в тр «Томас Скотт», который тоже стали буксировать в базу в охранении части кораблей СФ, хотя его кормовая часть отвалилась и затонула. Ещё через три с половиной часа пл неприятеля потопила торпедой корвет «Блюбелл».
Дозоры несли 1 корабль и 1 катер.
На западе. 21 самолёт БФ вёл разведку коммуникаций и баз противника, 15 — сбрасывали мины у Либавы, Данцига и Пиллау, 2 — прикрывали 3 тка, осуществлявших поиск неприятеля у Либавы. На крейсерство и удары по обнаруженным конвоям выполнено 68 самолёто-вылетов, в процессе которых потоплено тр «Эйфель» (1429 брт), ещё 1 тр (ок. 2 тыс. т) и повреждён третий. Кроме того, 4 Ил под прикрытием 24 истребителей осуществляли корректировку огня ж.-д. артиллерии флота. За сутки сбито 9 самолётов врага и потеряно 3 наших самолёта.
Наступление на тукумском направлении огнём поддерживали 2 дивизиона и 1 отдельная батарея ж.-д. артиллерии флота. Ещё 1 батарея обстреливала Либаву.
Сводка Совинформбюро за 17 февраля 1945 года
Дневное сообщение 17 февраля 1945 года
Войска 3-го Белорусского фронта, продолжая сжимать кольцо окружения Восточно-Прусской группировки противника, штурмом овладели городами Вормидт и Мельзак — важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев, а также с боями заняли населённые пункты Плаутен, Нойхоф, Борнитт, Клингенберг.
Северо-западнее города Грудзяндз (Грауденц) наши войска, наступая вдоль левого берега реки Вислы, овладели населёнными пунктами Группе, Флетенау, Бушин, Скшинкен, Медзно, Оше.
В Померании южнее города Штаргард наши войска отбивали атаки пехоты и танков противника. Одновременно в лесах севернее города Шнайдемюль наши войска ликвидировали окружённую группу противника, уничтожив при этом свыше 8.000 немецких солдат и офицеров. Взято в плен около 2.000 немцев и захвачены следующие трофеи: танков и самоходных орудий — 13, орудий-30, миномётов-35, пулемётов-154, автомашин-384, повозок с грузом военного имущества-120.
В Познани наши войска, продолжая бои по уничтожению окружённого гарнизона противника, овладели пригородами, расположенными на восточном берегу Варты. Следовательно, остатки окружённого гарнизона противника удерживаются только в Цитадели. За 16 февраля в этом районе наши войска взяли в плен более 6.000 немецких солдат и офицеров и захватили следующие трофеи: орудий — 13, пулемётов-52, винтовок и автоматов — свыше 6.000, автомашин — 125, паровозов — 40, вагонов — 184 и 16 складов с различным военным имуществом.
В Силезии северо-западнее и западнее города Бунцлау наши войска с боем заняли более 50 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Хермсдорф, Хаммер, Нойхаус, Рауша, Шнелленфурт, Томмендорф. В боях за 16 февраля в этом районе наши войска взяли в плен более 1.100 немецких солдат и офицеров.
Юго-западнее и южнее города Бреслау наши войска с боями продвигались вперёд и заняли более 60 населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Захвиц, Хубертусхоф, Вировиц, Шенбанквиц, Борау, Грюнхартау, Брозевиц. Одновременно продолжались бои по уничтожению окружённой группировки противника в городе Бреслау (Бреславль).
На северном берегу Дуная восточнее Комарно наши войска, находящиеся западнее реки Грон, отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.
На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.
За 16 февраля на всех фронтах подбито и уничтожено 106 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 41 самолёт противника.
Войска 3-го Белорусского фронта продолжали наступление. Ожесточённые бои произошли близ города Вормдитт — сильно укреплённого пункта обороны противника. Немцы построили здесь большое количество дотов и дзотов, окопов и бетонированными огневыми площадками и отрыли противотанковые рвы. Сковывая противника фронтальными атаками, наши войска в то же время совершили обходный манёвр с востока и юга. Вскоре вражеская группировка, обороняющая вормдитский укреплённый район, была зажата в клещи. В результате мощного артиллерийского обстрела и ударов танков и пехоты немецкая оборона была дезорганизована. Советские части прорвали долговременные укрепления противника и штурмом овладели городом Вормдитт — узлом железных и шоссейных дорог. Одно наше соединение захватило в этом районе около 50 железобетонных дотов. Развивая успех, войска фронта продвинулись вперёд на 11 километров и вышли к реке Вальш. Наши пехотинцы и танкисты с хода форсировали водный рубеж и штурмом заняли город Мельзак. В районе городов Вормдитт и Мельзак противник оставил свыше 4 тысяч трупов своих солдат и офицеров. За два дня боёв уничтожено 74 немецких танка и самоходных орудия. Захвачено у немцев 8 танков, 36 орудий, 168 пулемётов и другие трофеи. Взято в плен более 800 немцев.
Батарея самоходных орудий гвардии капитана Авраменко прорвалась в тыл немцев и устроила засаду у дороги. Вскоре показалась колонна гитлеровцев. Артиллеристы открыли огонь и уничтожили 4 полевых и одно самоходное орудие противника. Артиллерист сержант Митин, отражая вражескую контратаку, сжёг немецкий танк и 2 бронетранспортёра. Артиллерийский расчёт гвардии сержанта Косьяненко уничтожил 18 немецких пулемётов вместе с их расчётами.
Северо-западнее города Грудзяндз (Грауденц) наши войска с боями продвигались вперёд вдоль левого берега реки Вислы. Немцы выбиты из нескольких сильно укреплённых населённых пунктов. Только в лесах у селения Бушин уничтожено 300 солдат и офицеров противника и взято 200 пленных. Советская авиация штурмовала боевые порядки и ближайшие тылы противника. Наши лётчики в воздушных боях сбили 13 немецких самолётов. Кроме того, 4 вражеских самолёта сожжены на аэродроме противника.
В Силезии северо-западнее и западнее города Бунцлау наши войска продолжали наступление. Немцы в одном районе сосредоточили пехоту и танки и пытались нанести удар во фланг советским частям. В ожесточённом бою наши войска разгромили эту группу противника. К западу от Бунцлау наши подвижные соединения и пехота форсировали реку Квейс. Немцы бросили в контратаку полк пехоты, усиленный 35 танками. Завязался напряжённый бой, в ходе которого 32 вражеских танка были уничтожены. Немецкая пехота, потеряв убитыми более 800 солдат и офицеров, в беспорядке отступила. Преследуя отступающих гитлеровцев, наши войска заняли ряд населённых пунктов.
Авиация Краснознамённого Балтийского флота нанесла удар по немецким судам в южной части Балтийского моря. В результате прямых попаданий бомб и торпед потоплены один транспорт водоизмещением в 8.000 тонн, два транспорта водоизмещением по 6.000 тонн каждый и один транспорт водоизмещением в 5.000 тонн. Кроме того, пущен ко дну тральщик противника.
Пленный командир аэродромной роты обер-лейтенант Билли Кэперниц рассказал: «Моя рота работала на аэродроме неподалеку от города Быдгощ (Бромберг). Появление русских танков около аэродрома было для нас полной неожиданностью. Мы отступили в лес. Здесь также находились подразделения кавалерийской школы и другие части. Настроение у всех было подавленное. Командир эскадрона капитан фон Шулленбург, нисколько не стесняясь присутствия курсантов школы и солдат, говорил: «В районе Быдгощ запахло Сталинградом: надо скорее убираться отсюда, так как русские заходят к нам в тыл». На другой день утром мы пытались пробиться на север. Колонна насчитывала, около 1.500 человек. Проходя через лес, мы попали под огонь русских пулемётов и миномётов. В несколько мгновений воцарился страшный хаос. Уже находясь в плену, я увидел многих солдат и офицеров из нашей разгромлённой колонны. Их изловили в лесу русские автоматчики».
17 февраля 1945 года — Руководство рейха вывозит оборудование из прифронтовых территорий

17 февраля специальным распоряжением рейхсминистр вооружения и военного производства Альберта Шпеера внутри имперской группы «Промышлленость» назначаются «уполномоченные по вооружениям». В распоряжении говорится: «Уполномоченные по вооружениям назначены потому, что положение в области вооружений и военного производства требует усиленного использования производственных мощностей для выполнения срочных программ…». Проще говоря, ситуация с вооружением критическая.
«…Уполномоченный по вооружениям имеет широкие полномочия самостоятельно решать вопросы производства вооружений в своем округе и согласовывать меры, принимаемые председателями комиссий вооружений по восстановлению и поддержанию уровня производства. Это особенно касается согласования таких общих вопросов, как использование рабочей силы, транспорт,
уголь, газ, вода, электроэнергия, средства связи, независимо от деятельности других компетентных органов…»
22 февраля 1945 будет образовано 8 округов откуда будут вывозить все необходимое и ценное для рейха:
1) Рейн-Рур;
2) Саар, Рейн-Гессен, Баден-Вюртемберг
3) «Протекторат», часть Верхней Силезии, Судетская область, часть Словакии (местонахождение — Прага) 4) Верхний Дунай, Нижний Дунай, Вена, Каринтияг Штирия> часть Венгрии
5) Тюрингия, Саксония, Ганновер-Брауншвейг;
6) Берлин-Бранденбург
7) Ольденбург, Гамбург, Бремен, Шлезвиг-Гольштейн, Померания, Западная Пруссия, часть Восточной Пруссии 8) Бавария, Баварский Остмарк, Тироль
Уполномоченный по вооружениям, кроме того, решительно вмешивается в подготовку и проведение мероприятий по вывозу или «замораживанию» заводов, если эти мероприятия по своему характеру и последствиям выходят за рамки компетенции комиссий вооружений. Уполномоченный по вооружениям может отдавать распоряжения всем подчиненным Шпееру органам своего округа, включая Организацию Тодта и транспортный корпус. Он выполняет поставленные перед ним задачи по согласованию с соответствующим имперским комиссаром обороны.
На случай чрезвычайного положения, которое по согласованию с руководителем партийной канцелярии объявляет Шпеер, уполномоченный по вооружениям имеет право принимать в своем округе от имени Шпеера все необходимые с его точки зрения решения в области вооружений и военного производства.