16 февраля 1945 года
Курляндская операция. Началась Курляндская наступательная операция 2-го Прибалтийского фронта с целью ликвидации Курляндского котла, она продолжится до 8 мая.
Восточно-Померанская операция. Из района западнее Грауденц введён в сражение стрелковый корпус правофланговой 2-й ударной Ивана Федюнинского 2-го Белорусского. Корпус нанёс удар вдоль левого берега Вислы на север. Врагом в этом месте была создана глубоко эшелонированная оборона. Наступление развивалось медленно, а бои носили ожесточенный характер.
Окруженная шнайдемюльская группировка противника предприняла новую попытку выйти из окружения. В результате ожесточенного боя противник захватил Штрассфорт и начал движение на север. За 2 дня в лесах восточнее и северо-восточнее Фледерборн, западнее Хоэнфир, западнее Дойч-Фир был завершен разгром остатков прорвавшейся группировки противника.
Противник из района юго-восточнее Штеттина нанёс контрудар по войскам 1-го Белорусского. Северо-западнее Арнсвальде наши войска удержали свои позиции и предотвратили прорыв врага. Северо-восточнее противник прорвал оборону 80-го корпуса 61-й армии и соединился с войсками, блокированными в Арнсвальде. Немцам удалось образовать 6-километровый коридор, по которому войска могли сообщаться с тылом, а в случае необходимости быть выведены в северном направлении.
Южнее Штаргард и в районах Пиритц и Бан противник сильными контратаками остановил продвижение наших соединений, потеснил их и вновь захватил Пиритц и Бан. Неоднократные попытки частей 9-го и 12-го гвардейских танковых корпусов 2-й гвардейской танковой армии Семена Богданова сломить сопротивление врага в этом районе не принесли результатов.


На севере. 1 самолёт СФ вылетал на воздушную разведку. Выполнено 93 самолёто-вылета на поиск пл противника и профилактическое бомбометание по маршруту убывающего в Англию союзного конвоя RA-64. С этой же целью из Кольского залива вышли 5 британских кораблей, 1 наш большой и 1 малый охотники, а на поиск мин — 3 тщ в охранении 2 больших и 3 малых охотников.
Тр «Будённый» в обеспечении 1 эм, 2 скр и 2 больших охотников прибыл в Кольский залив, а беломорская группа конвоя JW-64 под проводкой 3 ледоколов — в Молотовск. Дозоры несли 1 корабль и 1 катер.
На западе. 21 самолёт БФ вёл воздушную разведку, 6 — крейсерство, и 4 сбросили мины у Либавы и мыса Брюстерорт. На атаки обнаруженных конвоев выполнено 16 самолёто-вылетов, в результате которых потоплены тр «Эммштрем» (4517 брт) и тр «Эрна» (201 брт), повреждён 1 ска, сбито 2 Ю-52 и потерян 1 наш самолёт.
Тщ № 217 встретил возвращавшуюся из боевого похода пл К-51. На наших минах у Свинемюнде подорвался и затонул тр «Дитер Гуго Штиннес-12» (2545 брт).
Сводка Совинформбюро за 16 февраля 1945 года
Дневное сообщение 16 февраля 1945 года
В течение 16 февраля северо-восточнее и севернее города Быдгощ (Бромберг) наши войска в результате наступательных боёв овладели населёнными пунктами Клайн Ташау, Еешево Лясковиц, Буциг, Людвигсталь. Клайн-Гацно, Шмидебрух.
В Познани продолжались бои по уничтожению гарнизона противника, удерживающего район Цитадели и четыре пригорода на восточном берегу Варты.
Западнее города Грюнберг наши войска, продолжая наступление, вышли на реку Бобер, заняв при этом более 50 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Ротенбург, Тимендорф, Русдорф, Дойч Загар, Коссар, Вейсиг, Рейхенау. За 15 февраля в районе южнее города Грюнберг наши войска взяли в плен более 1.500 немецких солдат и офицеров и захватили склад-арсенал, в котором находилось 350 орудий, 1.500 орудийных и миномётных стволов, 1.500 тяжёлых пулемётов и большое количество боеприпасов.
В районе Бреслау (Бреславль) наши войска, наступая на город с севера, запада и юга, завершили окружение группировки противника, обороняющей город Бреслау (Бреславль). В ходе наступательных боёв наши войска заняли в этом районе белее 200 населённых пунктов, в том числе города Хундесфельд Дойч Лисса, Ванзен и крупные населённые пункты Маргарет, Драхенбрунн, Закрау, Пашкервиц, Шебиц, Шенгартен, Дюбрюк, Клеттендорф, Каттерн, Крафтборн.
В лесах северо-западнее Будапешта наши войска завершили ликвидацию разрозненных групп противника, прорвавшихся из западной части города. За 15 февраля в этом районе наши войска взяли в плен свыше 3.400 солдат и офицеров противника и подобрали на поле боя 200 вражеских пулемётов, 4.000 винтовок и 1.500 автоматов.
На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.
За 15 февраля на всех фронтах подбито и уничтожено 117 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 39 самолётов противника.
В городе Познань наши войска вели бои по уничтожению окружённого гарнизона противника. Немцы засели в цитадели, а также в пригородах на восточном берегу реки Варты и оказывают упорное сопротивление. Советские пехотинцы и артиллеристы, уничтожая огневые точки и живую силу противника, очищают от врага один, дом за другим. За день истреблено до тысячи гитлеровцев. Захвачено 78 пулемётов, 3 тысячи винтовок и автоматов, 2 склада с военным имуществом, 3 тысячи снарядов и 2 тысячи ручных гранат. Взято в плен 550 немецких солдат и офицеров.
Западнее города Грюнберг наши войска развивали наступление. Противник соорудил у шоссейных дорог узлы сопротивления с дотами и дзотами. Особенно сильно укреплены перекрёстки дорог. Советские -пехотинцы и сопровождающие их артиллеристы, совершая обходные манёвры, блокируют и уничтожают опорные пункты обороны противника. Наши войска с боями продвинулись вперёд на 20 километров и на широком фронте вышли к реке Бобер в её нижнем течении. После упорных боёв советские части овладели сильно укреплённым опорным пунктом Ротенбург, расположенным на левом берегу реки Одер. Немецкие укрепления были обращены к реке, на север. Наши войска атаковали этот крупный населённый пункт с юга и юго-востока. В уличных боях вражеский гарнизон был разгромлён. Захвачено много трофеев.
В районе города Бреслау (Бреславль) происходили ожесточённые бои. В результате успешных наступательных действий наших войск с плацдармов северо-западнее и юго-восточнее Бреслау этот сильнейший опорный пункт обороны немцев и крупный промышленный центр был почти полностью окружён. В распоряжении противника оставался лишь узкий коридор шириною в 8 километров. Немцы старались во что бы то ни стало удержать в своих руках железную и шоссейную дороги Бреслау — Франкенштайн. Мощными ударами с трёх сторон советские части сломили сопротивление гитлеровцев и сегодня завершили полное окружение города Бреслау. Развивая успех, наши войска заняли более 200 населённых пунктов и выбили немцев из города Дойч Лисса, расположенного в 7 километрах к северо-западу от Бреслау, и населённого пункта Каттерн (6 километров южнее Бреслау). За день боёв уничтожено 37 немецких танков, 16 бронетранспортёров и более 50 орудий.
В лесах северо-западнее Будапешта наши войска закончили ликвидацию разрозненных групп немцев, прорвавшихся из западной части города. У многих немецких солдат, взятых в плен, обнаружены золотые часы, золотые и серебряные ложки и другие драгоценности. Все эти вещи немцы награбили у жителей города Будапешта.
За последние дни наши войска в Восточной Пруссии взяли в плен большую группу немецких офицеров. Многие из них сдались в плен вместе с солдатами своих подразделений. Захвачен в плен штаб 927-го полка 286-й немецкой охранной дивизии. В числе пленных командир полка майор Вильгельм Фоссе и его адъютант обер-лейтенант Клаус Зейде. Пленный обер-лейтенант Клаус Зейде сообщил: «Штаб полка потерял связь с командованием дивизии и со своими подразделениями. Мы бежали в лес, где после трёхдневных блужданий были взяты в плен».
Пленный лейтенант 286-й дивизии Рихард Мюллер заявил: «После тяжёлых боёв мелкие разрозненные группы солдат собрались на дивизионном сборном пункте. Меня назначили командиром сборной роты. Чтобы предупредить бегство солдат, командование приказало отобрать у них солдатские книжки. Однако эта мера не помогла. Мои карманы были битком набиты солдатскими книжками, но солдат у меня не оказалось. Почти все они разбежались. Я махнул на всё рукой, пошёл навстречу русским и сдался в плен».
На другом участке сдался в плен командир 400-го немецкого запасного батальона лейтенант Гельмут Пауль вместе с 76 солдатами. Пленный лейтенант рассказал: «В немецких частях, окружённых в Восточной Пруссии, творится хаос. Командование приказало держаться до последнего, но этот приказ невозможно выполнить. Солдаты видят, что дальнейшее сопротивление бесполезно. Часть из них переоделась в гражданское платье и отказалась выполнять мои приказания. После всего виденного и пережитого мною в январе 1945 года было бы безумием продолжать борьбу. Собрав остатки своего батальона, я сдался в плен».

16 февраля 1945 года воины полка, где начштаба был майор Владимир Маркович Тытарь, из состава 150-й Идрицкой дивизии стояли насмерть в районе Дейч-Фире, но не выпустили противника из окружения. Майор Тытарь героически погиб через 2 месяца, 17 апреля, а знамя дивизии стало Знаменем Победы
16 февраля 1945 года — Началась Курляндская наступательная операция советских войск

В середине февраля 1945 года Красная армия стояла в 70 км от Берлина, уже пал Будапешт, шли бои в Восточной Пруссии. Однако, еще оставался оккупированным немцами небольшой участок СССР в границах 1941 года. Это Курляндский полуостров в западной части Латвии. Здесь с октября 1944 года была блокирована 400-тысячная группировка немецких войск «Курляндия» (остатки группы армий «Север»). Уничтожить столь крупные силы представлялось непростой задачей, и с ходу ее решить не удалось.
16 февраля 1945 года войска 2-го Прибалтийского фронта (маршал Л.А. Говоров (https://t.me/padikovo/2579)) начали наступление с целью ликвидировать Курляндскую группировку немцев. Главный удар наносился на левом фланге фронта, и его основной целью являлся прорыв к порту Либава (Лиепая), важному узлу снабжения противника.


Позиции немцев представляли собой 200 км лесисто-болотистой местности, занятой с высокой плотностью (около 6 км на одну дивизию, сравнимо с советской обороной под Курском в июле 1943 года). Основную массу блокированных в Курляндии соединений составляли дивизии старого формирования, сохранившие прежний командный состав. Все это способствовало ведению позиционной обороны.
20 февраля 1945 года перешли в наступление армии генералов И.М. Чистякова и Я.Г. Крейзера (6-я гвардейская и 51-я). Первый, кстати, был опытным ветераном боев под Сталинградом и на Курской дуге. К вечеру 28 февраля соединения двух армий, усиленные 19-м танковым корпусом, продвинулись на глубину 9-12 км и вышли к реке Вартава. Но прорваться к Лиепае, до которой оставалось 30 км, сил уже не было. Противник подтянул резервы и восстановил устойчивость фронта.


Ожесточенные бои шли, с небольшими перерывами, до 10 мая 1945 года, когда, узнав о капитуляции Германии, капитулировала и Курляндская группировка. Всего сдались в плен 42 немецких генерала, 8038 офицеров, 181’032 унтер-офицеров и солдат.
Потери советских войск в боях в Курляндии с 16 февраля по 9 мая 1945 составили 30’500 убитыми и 130’000 ранеными.
16 февраля вообще было весьма насыщенным днем в 1945 г.
Противник собрал резервы и контрударил сразу на нескольких направлениях.
Наиболее известным эпизодом была операция «Солнцестояние», проводившаяся 11 танковой армией СС Ф.Штайнера в Померании. Это был контрудар во фланг 1-му Белорусскому фронту Г.К.Жукова.
Всего в феврале 1945 г. в подчинении армии Штайнера было семь полностью комплектных дивизий и пять недоукомплектованных. Большая часть соединений относилась к войскам СС и поэтому армия была эсэсовской не только по названию. «Комплектная» это, в частности, 20-тысячный СС «Фрунсберг». Также пошел в дело вывезенный из Курляндии III тк СС, который до назначения на армию возглавлял Штайнер.
Первоначально Штайнер планировал перейти в наступление 22 февраля, но Гудериан убедил его начать до сосредоточения всех сил 16 февраля.
Через три дня все закончилось пшиком, но тем, кто попал под раздачу ударной группировки с «Королевскими тиграми» было невесело:
«имевшаяся дивизионная артиллерия не могла бороться с тяжелыми танками противника из-за отсутствия специальных снарядом, а пехота не имела достаточного количества средств борьбы, благодаря чему танки почти беспрепятственно выходили на ОП артиллерии и нанесли ей значительные потери в материальной части, повреждено и уничтожено 60 орудий и минометов».
Но в целом постепенный разворот Жуковым фронтом на север подтягиваемых вслед за танковые армиями общевойсковых армий дал позитивный эффект. Удар пришелся в стык между 2-й гв. ТА и 61-й А Белова. Одну 2-ю ТА бы смяли.
Стоило ли ради «пшика» останавливать планирование рывка на Берлин? Более того, поворачивать и вваливать группиррвке врага в Померании. Да, стоило. Т.к. сегодня «пшик», а завтра нащупают слабое звено. Также заслон фронтом на север это минус армии в ударном кулаке на Берлин.
Однако потеря времени в месяц на зачистку фланга имела место. Правда 16 февраля 1945 г. ещё не знали, что на это дело уйдёт весь март.
Автор А. В. Исаев