Александр Сергеевич Даргомыжский — одна из центральных фигур в истории русской музыки XIX века, признанный основоположник реалистического направления. Его творчество стало связующим звеном между наследием Михаила Глинки и новаторством композиторов «Могучей кучки». Даргомыжский был мастером вокальной выразительности и яркого музыкального драматизма, что особенно проявилось в его операх и романсах.

Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность.
Ранние годы и музыкальное становление
Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в Тульской губернии, в имении, местоположение которого долгое время было предметом споров. С раннего детства он демонстрировал музыкальные способности, обучаясь игре на фортепиано у известных преподавателей. Композитор рано начал писать музыку, а знакомство с Михаилом Глинкой в 1835 году стало ключевым моментом в его музыкальном развитии.
Творчество
Даргомыжский известен своими операми, романсами и вокальными произведениями, среди которых выделяются:
- Опера «Эсмеральда» (1841) — первая крупная работа, основанная на романе Виктора Гюго. Несмотря на её драматизм, она не получила широкой популярности.
- Опера «Русалка» (1856) — одно из главных произведений, вдохновлённое трагедией А. С. Пушкина. В «Русалке» ярко выражены элементы русского фольклора и глубокий драматизм.
- Романсы: «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и другие.
Основное её достоинство — новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты». Этот стиль впоследствии развил М. П. Мусоргский. …
Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры. Именно три оперы — «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и «Каменный гость» создали Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина. «Сусанин» — опера, где главным героем является народ, «Руслан» — мифический, глубоко русский сюжет, и «Гость», в котором драма превосходствует над сладкой красотой звучания.
— Виктор Коршиков. Ст. А. С. Даргомыжский. «Каменный гость»

Реализм в музыке
Даргомыжский внёс новаторский вклад в русскую музыку, акцентируя внимание на реалистичном отображении человеческих чувств и конфликтов. Его подход к музыкальной драматургии оказал влияние на последующие поколения композиторов.
Общественная деятельность
Даргомыжский был не только композитором, но и гуманным помещиком. В 1861 году он освободил своих крестьян в Смоленской губернии на особо выгодных условиях, сохранив за ними обрабатываемую землю и отменив часть долгов.

Значение
Александр Даргомыжский оставил значительное наследие, как в русской музыке, так и в культурной жизни России. Его творчество вдохновляло таких композиторов, как Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков.