13 февраля 1967 года — «Ошибка на грани инцидента: советский МиГ-21 в аэропорту Тегель»

отadmin

Фев 13, 2025 ,

Этот инцидент 13 февраля 1967 года стал одним из самых рискованных эпизодов в истории Группы советских войск в Германии (ГСВГ) в период Холодной войны. Ошибочная посадка советского МиГ-21ПФМ в Западном Берлине могла привести к серьезному международному скандалу и утечке секретных технологий.

Предыстория

В начале 1967 года на заводе ОКБ Микояна в Луховицах была произведена партия новейших на тот момент истребителей МиГ-21ПФМ, предназначенных для поставки в ГДР. Эти машины отличались улучшенной системой управления вооружением, возможностью применения ракет с радиолокационным наведением, а также подвесным контейнером с 23-мм пушкой. Их перегонку в ГДР поручили опытным летчикам 16-й гвардейской истребительной авиадивизии ГСВГ, среди которых был капитан Фёдор Зиновьев.

Зиновьев уже имел боевой опыт и значительные заслуги. В 1964 году он сбил американский самолет-разведчик Douglas RB-66 в районе Магдебурга, за что получил награды и признание командования.

Ошибка в маршруте

Группа из четырех МиГ-21 вылетела из Луховиц и без происшествий добралась до Минска, где провела дозаправку и ночевку. Однако на следующий день, уже над территорией ГДР, пилоты получили приказ лететь не на привычный аэродром Темплин, а на Котбус. Этот аэродром был незнаком Зиновьеву, и в процессе навигации он сбился с курса, оказавшись над Западным Берлином.

Увидев под собой аэродром, капитан решил, что это нужный пункт назначения, и пошел на посадку. Он пытался выйти на связь с диспетчерами, но не получил ответа (возможно, из-за несовместимости частот или технических проблем). Остальные три истребителя, следовавшие за ведущим, заметили ошибку и развернулись в нужном направлении.

Зиновьев, не подозревая о своей ошибке, совершил мягкую посадку в аэропорту Тегель — военной авиабазе НАТО, находившейся во французском секторе оккупации Западного Берлина. Лишь после посадки он понял, что оказался на чужом аэродроме: вокруг были американские и французские самолеты, а из зданий уже выбегали военные и техника ВВС НАТО.

Блестящий побег

Понимая, что находится в ловушке, Зиновьев предпринял дерзкий манёвр. Он резко развернул истребитель, включил форсаж, а затем, вместо выезда на взлетно-посадочную полосу, использовал узкую рулежную дорожку для разгона. Уже в тот момент пожарные машины и джипы НАТО начали блокировать ВПП, но МиГ-21, набрав скорость, буквально свечой ушел в небо.

Капитан успешно добрался до Котбуса, где его уже ожидали встревоженные командиры. Однако, несмотря на серьезность ситуации, Зиновьев избежал наказания. Командир дивизии, выслушав объяснения, якобы сказал ему:
«Что сел в Тегеле – дурак, а что удрал – молодец»,
и распорядился не наказывать летчика.

Последствия

Этот инцидент едва не привел к международному скандалу. Западные СМИ и разведка НАТО были поражены тем, что советский истребитель совершенно случайно оказался на их территории, но, что ещё удивительнее, сумел улететь до того, как его успели осмотреть или задержать пилота. Этот случай стал известен в военной среде и укрепил репутацию Зиновьева как бесстрашного пилота.

Также, после этого инцидента в ГСВГ ужесточили контроль за навигацией при перегонке самолетов и ввели дополнительные меры по предотвращению подобных ошибок.

Фёдор Зиновьев: судьба после инцидента

После этого случая он продолжил службу, но о его дальнейшей карьере в открытых источниках информации немного. Очевидно, что столь крупная ошибка в навигации не могла не повлиять на его дальнейшую карьеру, но мастерский выход из сложной ситуации позволил ему сохранить репутацию и избежать серьезных последствий.

Заключение

Этот эпизод показывает, насколько напряжёнными были отношения между СССР и НАТО в период Холодной войны. Даже одна ошибка могла привести к международному скандалу или, возможно, к передаче секретных технологий противнику. Однако быстрая реакция и решимость Зиновьева позволили избежать потерь и сохранить военную тайну СССР.

Хотите, чтобы я углубился в технические детали МиГ-21ПФМ или разобрал аналогичные случаи с военными самолетами?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER