Георгий Михайлович Бериев (Бериевшвили) — выдающийся советский авиаконструктор, внёсший значительный вклад в развитие отечественной гидроавиации. Его имя прочно связано с созданием многих уникальных гидросамолётов, а его разработки оказали огромное влияние на мировую авиацию.
Ранние годы и становление в авиации
Бериев родился 31 января (13 февраля) 1903 года в Тифлисе в семье рабочего. С раннего детства он увлекался авиацией, особенно после того, как увидел демонстрационный полёт знаменитого лётчика Сергея Уточкина. В 1919 году он начал трудовую деятельность учеником литейщика, а вскоре поступил на военную службу в Красную Армию, где одновременно продолжил образование.
В 1925 году Бериев перевёлся в Ленинградский политехнический институт, где окончил кораблестроительный факультет по авиационному направлению. Это позволило ему войти в мир авиационного проектирования. Его карьера началась с работы в конструкторских бюро, где он набирался опыта под руководством ведущих специалистов, включая французского инженера Поля Эмэ Ришара.
Развитие гидроавиации и становление ОКБ Бериева
Первые значительные успехи Бериева связаны с созданием морского разведчика МБР-2, который поднялся в воздух в 1932 году и стал основным советским гидросамолётом на долгие годы. В 1934 году он возглавил ОКБ в Таганроге, где разрабатывались такие самолёты, как МБР-2, МП-1, КОР-1, КОР-2, МДР-5, а также скоростные сухопутные самолёты Сталь-6 и Сталь-7.
Во время Великой Отечественной войны ОКБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск, где разрабатывались новые модели гидросамолётов, в том числе КОР-2 (Бе-4). В 1944 году Бериев и его коллектив вернулись в Таганрог, где продолжили разработку новых проектов, включая Бе-6, Бе-8, Бе-10 и Бе-12.

Послевоенные достижения
После войны Бериев сконцентрировался на развитии гидроавиации. Под его руководством были созданы:
- Бе-6 — многоцелевая летающая лодка, эксплуатировавшаяся более 20 лет;
- Бе-10 — первый в мире реактивный гидросамолёт-бомбардировщик;
- Бе-12 («Чайка») — противолодочный самолёт-амфибия, который остаётся в эксплуатации и в XXI веке.
Всего на самолётах конструкции Бериева установлено 49 мировых рекордов.
Однако в 1960-х годах гидроавиация переживала кризис, что отразилось и на судьбе ОКБ Бериева. В 1968 году, по состоянию здоровья, он покинул пост главного конструктора и ушёл в отставку.
Последние годы и наследие
После ухода с должности Бериев продолжил научную работу, оставаясь консультантом в авиационной и судостроительной отраслях. Он написал мемуары, которые были опубликованы после его смерти.

12 июля 1979 года Георгий Михайлович Бериев скончался в Москве. Он похоронен на Кунцевском кладбище.
Сегодня Таганрогский авиационный научно-технический комплекс носит его имя, продолжая развитие гидроавиации. Самолёты, созданные Бериевым, по-прежнему являются символом советского и российского превосходства в этой области.