5 февраля 1836 года родился Николай Александрович Добролюбов

отadmin

Фев 5, 2025 ,

Николай Александрович Добролюбов, родившийся 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде, стал одной из самых ярких фигур русской литературы и общественной мысли середины XIX века. Его короткая, но насыщенная жизнь была посвящена борьбе за социальную справедливость, критике существующих порядков и пропаганде революционных идей через литературу. Давайте подробнее рассмотрим его биографию, творчество и влияние на русскую культуру.

Ранние годы и образование

Николай Добролюбов родился в семье священника, что предопределило его первоначальное образование. Он учился в духовном училище, а затем в Нижегородской духовной семинарии. Уже в юности он проявил необычайные способности к учёбе и страсть к литературе. В 1853 году Добролюбов поступил в Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге, где изучал историю и филологию. Именно в этот период он начал писать свои первые статьи и стихи, а также увлёкся идеями революционной демократии.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. По оценке Дмитрия Святополка-Мирского

Хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.

Начало литературной деятельности

После окончания института в 1857 году Добролюбов стал активным сотрудником журнала «Современник», который возглавлял Н. А. Некрасов. Вместе с Н. Г. Чернышевским он стал одним из ведущих авторов журнала, публикуя литературно-критические статьи, рецензии и публицистические материалы. Его работы отличались остротой мысли, социальной направленностью и смелостью высказываний.

Литературная критика

Добролюбов вошёл в историю как выдающийся литературный критик. Его статьи стали образцом демократически-реалистического подхода к литературе. Среди самых известных работ:

  • «Что такое обломовщина?» (1859) — анализ романа И. А. Гончарова «Обломов», в котором Добролюбов раскрыл тему социальной апатии и бездействия русского общества.
  • «Луч света в тёмном царстве» (1860) — статья о пьесе А. Н. Островского «Гроза», где критик увидел символ пробуждения личности в условиях угнетения.
  • «Когда же придёт настоящий день?» (1860) — рецензия на роман И. С. Тургенева «Накануне», содержащая призывы к социальным переменам.

Добролюбов рассматривал литературу как инструмент социальной борьбы, подчёркивая её роль в формировании общественного сознания.

Поэтическое творчество

Помимо критики, Добролюбов занимался поэзией. Он писал сатирические стихи, пародии и серьёзные лирические произведения. В литературном приложении к «Современнику» — «Свисток» — он публиковал свои стихи под псевдонимами, такими как Конрад ЛилиеншвагерЯкоб Хам и Аполлон Капелькин. Эти маски позволяли ему высмеивать современных поэтов и общественные явления.

«Светлой памяти Николая Добролюбова» Некрасов посвятил следующие строчки (в них очевидна мифологизация образа героя, например, вводится характерная идея аскезы и отвержения мирской любви во имя любви к Родине, в то время как реальный Добролюбов отнюдь не «хранил чистоту» и три года, в 1856—1859 гг., жил с «падшей женщиной» Терезой Карловной Грюнвальд, которой посвящал стихи):

Суров ты был; ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять,

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами…

Плачь, русская земля! но и гордись —

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты,

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нём были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Общественно-политические взгляды

Добролюбов был представителем революционной демократии. Он критиковал крепостное право, самодержавие и социальное неравенство, выступая за радикальные перемены в обществе. Его статьи, написанные эзоповым языком, содержали скрытые призывы к революции. Однако в последние годы жизни, после поездки в Европу, его взгляды несколько смягчились, и он начал искать новые пути социальных преобразований.

Болезнь и смерть

Николай Добролюбов скончался 29 ноября 1861 года в возрасте 25 лет от туберкулёза. Его короткая жизнь была наполнена напряжённой работой, которая подорвала его здоровье. Он был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с Виссарионом Белинским. Именно с его могилы начали формироваться знаменитые Литераторские мостки — место захоронения многих выдающихся литераторов.

Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе. Незадолго до смерти попросил снять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты был в сознании. В соседней комнате безвыходно сидел Н. Г. Чернышевский.

По воспоминаниям А. Я. Панаевой, за несколько дней до смерти Н. А. Добролюбов произнёс: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы ещё года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное… теперь ничего, ничего!»

Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбищерядом с могилой Виссариона Белинского. Позднее часть кладбища вокруг их захоронений стала популярным местом упокоения других русских писателей и литературных критиков, получив название «Литераторские мостки» и в настоящее время став одним из самых престижных в Санкт-Петербурге мест захоронения выдающихся деятелей науки и культуры.

Он оставил как завещание такие горькие стихи:

Пускай умру — печали мало,

Одно страшит мой ум больной:

Чтобы и смерть не разыгралаОбидной шутки надо мной.

Чтоб всё, чего желал так жадно

И так напрасно я живой,Не улыбнулось мне отрадно

Над гробовой моей доской.»

Наследие и влияние

Добролюбов оставил глубокий след в русской литературе и общественной мысли. Его работы стали знаменем революционного движения 1860-х годов и последующих десятилетий. В СССР его имя было окружено официальным почитанием, а его статьи вошли в школьную программу как образец демократической критики.

Однако его подход к литературе вызывал споры среди современников. А. И. Герцен видел в нём революционного фанатика, а Ф. М. Достоевский критиковал за пренебрежение общечеловеческим значением искусства. Тем не менее, все признавали его талант и влияние на русскую культуру.

Заключение

Николай Добролюбов — это фигура, которая олицетворяет дух своего времени. Его короткая, но яркая жизнь была посвящена борьбе за справедливость и просвещение. Его литературные и критические работы остаются актуальными и сегодня, напоминая о важности социальной ответственности и роли искусства в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER