3 февраля 1994 года на аэродроме Североморск-1 произошла трагическая авиакатастрофа с участием противолодочного самолёта Ил-38 (бортовой номер 08) из состава 403-го отдельного противолодочного авиационного полка ВВС Северного флота. В результате крушения погиб весь экипаж.
Обстоятельства катастрофы
Полет выполнялся в ночное время, в сложных метеоусловиях. Экипаж выполнял контрольный полёт по системе посадки «за шторкой», что означало, что командир корабля летел исключительно по приборам, не имея визуального контакта с внешней средой.
Во время захода на посадку экипаж допустил отклонение от оси взлётно-посадочной полосы (ВПП) на 70 метров вправо после прохождения дальней приводной радиостанции (ДПРС). Это отклонение в дальнейшем сыграло роковую роль.
На удалении 1600 метров от торца ВПП экипаж ошибочно принял огни освещения складов вооружения, расположенные в 350-500 метрах справа от ВПП, за огни посадочного прожектора и огни самой ВПП. Подобная ошибка привела к тому, что командир корабля перешёл на визуальное пилотирование и начал разворот вправо с креном 24°, одновременно снижаясь.
Из-за нехватки высоты экипаж потерял контроль за высотой и положением самолёта. Командир корабля не получал своевременной информации от инструктора и штурмана о фактическом положении самолёта относительно ВПП.
Руководитель зоны посадки (РЗП), не наблюдая отметки от самолёта на фоне помех радиолокатора, за 700 метров до ВПП доложил руководителю полётов (РП) о пропадании отметки. РП незамедлительно дал команду экипажу уходить на второй круг, но эта команда поступила всего за 3 секунды до столкновения самолёта с землёй.
Экипаж, получив команду, увеличил режим работы двигателей, но высоты для выхода из критической ситуации уже не хватило. На скорости 295 км/ч самолёт, находясь в крене 10° и с углом тангажа 5° вверх, ударился о землю, разрушился и сгорел.

Причины катастрофы
Главной причиной крушения была ошибка экипажа в определении своего местоположения относительно ВПП.
Факторы, приведшие к катастрофе:
- Ошибочное визуальное определение огней (принятие огней складов за огни посадочной зоны).
- Потеря контроля за высотой в процессе энергичного доворота.
- Отсутствие своевременной корректировки действий со стороны инструктора и штурмана.
- Запоздалая команда об уходе на второй круг, поступившая, когда времени для исправления ситуации уже не оставалось.
Экипаж самолёта Ил-38 (борт 08), погибший в катастрофе
- Майор Голощапов Валерий Викторович – командир корабля.
- Подполковник Рубцов Евгений Васильевич – старший лётчик-инспектор ОБП ВВС Северного флота (инструктор).
- Капитан Ленков Вячеслав Викторович – штурман корабля.
- Старший лейтенант Ёлкин Константин Владимирович – второй штурман.
- Капитан Клочков Владимир Николаевич – борттехник.
- Капитан Гончаренко Юрий Викторович – воздушный радист.
- Майор Лихачёв Вячеслав Владимирович – инструктор.
Выводы
Данная катастрофа стала трагическим примером того, как человеческий фактор и ошибки в навигации могут привести к гибели целого экипажа. Несмотря на профессионализм лётчиков, ошибочное визуальное восприятие и потеря контроля за высотой в решающий момент оказались фатальными.
Эта катастрофа также подчеркнула важность тренировки экипажей в сложных метеоусловиях и необходимость совершенствования навигационного оборудования, особенно в условиях ограниченной видимости и ночных полётов.